Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые сети запутались в согласованиях

Газовые сети запутались в согласованиях

Минэнерго раскритиковало проект правил доступа к ним

В правительстве, которое много лет не может согласовать правила недискриминационного доступа к магистральным газопроводам, затянулся процесс согласования аналогичного документа относительно сетей газораспределения. Минэнерго указало разработчику постановления — Федеральной антимонопольной службе (ФАС) — на целый ряд неточностей, устранять которые регулятор не спешит. Эксперты отмечают, что правила, которые важны для реализации программы газоснабжения, уже давно пора утвердить.

Как стало известно “Ъ”, в середине сентября заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин направил в ФАС ряд замечаний к разработанному регулятором проекту постановления о недискриминационном доступе к услугам по транспортировке газа по сетям газораспределения. Разработка документа началась еще пять лет назад, поясняет источник “Ъ” в правительстве. Она шла параллельно с формированием правил недискриминационного доступа к магистральным газопроводам, варианты которых в правительстве не могут согласовать еще с 2000-х годов.

В своем сентябрьском письме Минэнерго указывает на ряд существенных неточностей в проекте ФАС. Так, «понятийный аппарат проекта правил нуждается в существенной доработке с учетом норм законодательства». Кроме того, пишет господин Сорокин, используются некорректные наименования терминов или неустоявшиеся, двусмысленные словосочетания, категории оценочного характера, что недопустимо для нормативных актов.

В Минэнерго отмечают, что ФАС хочет ввести в правила новую правовую конструкцию — договор поставки газа на потери газораспределительной организации (ГРО).

Это заведомо предполагает наличие потерь газа в системе газораспределения — как коммерческих, так и технологических, которые обязаны будут оплачивать потребители услуги по транспортировке газа, согласно объемам, указанным в договоре. «Смысл введения указанной правовой конструкции представляется неясным»,— говорится в письме.

Также в Минэнерго говорят о неурегулированности вопросов заключения многостороннего договора на транспортировку газа по смежным ГРО, его поставки и транзита по сетям собственников, не оказывающих услуги по транспортировке газа, в том числе по бесхозяйным сетям. По тексту проекта постановления, пишет Павел Сорокин, есть значительное число замечаний юридического и технического характера, в связи с чем документ требует существенной доработки.

По данным источников “Ъ”, в ФАС до сих пор не ответили на замечания. В самой службе комментировать ситуацию не стали.

Заместитель главы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что потребность в систематизации работы объектов газораспределения, у которых много собственников, а некоторые остаются бесхозными, назрела давно.

По его словам, ГРО и сети играют важную роль в реализации программы газоснабжения РФ. Эксперт считает, что сроки согласования и принятия документа сложно прогнозировать, так как работа над ним может идти параллельно с подготовкой связанных нормативных актов, что затянет процесс. В то же время Алексей Гривач не видит между министерствами острых разногласий — речь идет скорее о доработке сырого документа и уточнении формулировок. Однако, по его мнению, необходимо быстро принять правила: без них развитие газификации в ряде случаев может оказаться проблематичным.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 10.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики