Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые санкции против "Северного потока-2" сулят России огромные штрафы

Новые санкции против "Северного потока-2" сулят России огромные штрафы

Суда лишают страховки

Россия рискует потерять более сотни партнеров, тем или иным образом помогающих достроить оставшийся отрезок трубопровода «Северный поток-2». Как сообщает Bloomberg, американские сенаторы согласовали новые санкции против газопровода, не позволяющие обеспечить страховую поддержку участвующим в проекте зарубежным судовладельцам. На первый взгляд, очередные претензии Вашингтона выглядят техническим условием, однако в итоге аварии на морском участке трубы могут привести к гигантским штрафам.

Дополнительные ограничения в отношении "Северного потока-2" американские законодатели обещают включить в оборонный бюджет на 2021 год, который они собираются принять до конца года нынешнего. Санкции затронут страховые и сертификационные компании, сотрудничающие с судами, которые участвуют в завершении проекта.

Аналогичные санкции Вашингтон инициировал еще в июне, однако они вызвали резкую критику Германии, компании которой являются главными союзниками России в этом проекте. Против выдвинутых американцами требований выступали немецкий канцлер Ангела Меркель и другие политики ФРГ. В результате законодатели США пошли на компромисс: сохранив суть санкций, то есть перечень финансовых угроз сотрудничающим с «Газпромом» подрядчикам, они исключили Германию и немецких чиновников из числа потенциально преследуемых партнеров российской монополии. Остальным же компаньонам России в случае одобрения новых санкций всеми американскими законодательными органами,грозят проблемы с финансированием на международном рынке, а также ущерб их деловой репутации.

С одной стороны, как полагает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, объявление санкций может служить факультативным элементом PR-игры нового руководства Белого Дома: используя предвыборные лозунги, последователи Джо Байдена, ранее настаивавшего на ужесточении экономической блокады СП-2, стараются укрепить позиции своего ставленника в кресле президента США.

С другой стороны, возникновение новых препон в осуществлении проекта обещает принести «Газпрому» определенные неприятности. Напомним, в начале этого года риск подвергнуться американским санкциям вынудил швейцарского подрядчика Allseas отказать России в предоставлении своих судов, способных завершить укладку газопровода. «Газпром» нашел выход — монополия привлекла к строительству собственный флот. Правда, большинство кораблей пришлось не только передислоцировать из отдаленных частей света, но и подвергать серьезной модернизации, требующейся для соблюдения технологических норм работы в акватории европейских государств.

Сейчас строительная армада «Газпрома» практически полностью укомплектована: ее флагман трубоукладчик «Академик Черский» прошел последние испытания нового оборудования на Куршской косе, а суда снабжения «Умка» и «Артемис оффшор», по данным морского навигационного портала Vesselfinder, покинули немецкий порт Мукран, где были укомплектованы трубами и другим необходимым оснащением. 10 ноября все они встали на рейд в Балтийском море, вплотную приблизившись к недостроенному участку «СП-2» в экономической зоне Германии.

По словам эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, страховые и сертификационные ограничения морского транспорта, участвующего в создании энергетических проектов, в частности СП-2, являются эффективной мерой по задержке реализации строительства.

Причем пока нет точной формулировки, кого будут касаться ограничения — в завершении строительства «Северного потока-2» участвуют не менее 120 зарубежных компаний, теоретически не имеющих юридической связи с российскими операторами проекта. Каждый из таких страховщиков готов обслуживать свою зону ответственности: одни из них отвечают за сохранность труб и комплектующих до укладки по морскому участку трубы, другие страхуют непосредственную эксплуатацию газопровода. Если все они окажутся под американскими санкциями, то «Газпрому» при возникновении любых аварийных или конфликтных ситуаций своими силами не справиться: ведь российские суда не будут постоянно стоять на приколе в европейских водах по соседству с газопроводом. А суда других стран без страховых гарантий на помощь не придут.

Каждый аварийный инцидент, например, пожар, который может перекинуться на соседние суда, ставит вопрос: кто будет возмещать ущерб от последствий? Угроза возникновения экологического бедствия при аварии на морском участке газопровода практически исключена — подобных прецедентов в истории освоения и транспортировки газа не возникало. Однако у всех на слуху остается авария на нефтедобывающих промыслах в Мексиканском заливе в 2010 году — компенсация от ее последствий сначала была оценена в $20 млрд, а потом общую сумму взысканий с нефтяных компаний, повысили до $50 млрд. Поэтому, не исключено, что даже после введения СП-2 в эксплуатацию у недоброжелателей газопровода будут постоянно возникать финансовые претензии к его создателям, которым в отсутствие страховых ресурсов придется покрывать убытки собственными резервами. А эти претензии могут в несколько раз превысить сумму, затраченную на строительство трубы.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 11.11.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики