Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша строит коммунизм в энергетике

Польша строит коммунизм в энергетике

В Варшаве любят поучить «Газпром» свободному рынку и конкуренции. Тем временем в самой Польше собираются объединить четыре энергокомпании и создать, по сути, монополиста. Варшава утверждает, что польский «бегемот» необходим для того, чтобы было легче осуществлять проекты по переходу страны к энергетике с нулевыми выбросами и на равных конкурировать с гигантами из Германии и России, например. Правда, в отличие от той же Европы, будущий монополист будет контролироваться государством, которое, судя по всему, не против и того, чтобы будущий гигант начал собственную экспансию в Восточной Европе.

Председатель правления польской PGNiG Ежи Квечинский покинул свой пост. В самой госкомпании объявили сегодня о назначении нового главы. «Наблюдательный совет компании на своем заседании 10 ноября 2020 г. решил назначить г-на Павла Маевского на должность председателя правления PGNiG 12 ноября 2020 г. на шестой срок правления компании, который завершится 10 января 2023 г.», — говорится в сообщении PGNiG. 

Павел Маевский известен тем, что был председателем правления группы Lotos и работал в PETROLOT, которое входит в состав нефтекомпании ORLEN. Именно с этими компаниями Варшава хочет объединить PGNiG.

В то же время Ежи Квечинский, будучи главой компании, не выражал радости от будущего слияния. «Когда на прошлой неделе Ежи Квечинский ушел с поста руководителя PGNiG, проработав всего 10 месяцев, кажется, что внутриполитические препятствия для слияния устранены. Квечинский охладел к слиянию, и многие считают, что генеральный директор Orlen Даниэль Обайтек договорился с лидером правящей партии „Закон и справедливость“ Ярославом Качиньским, чтобы отстранить его», — пишет немецкая DW.

О планах слияния четырех энергокомпаний Польши стало известно еще в июле. В Orlen, которая занимается добычей, переработкой нефти и розничной продажей нефтепродуктов, заявили, что получили одобрение ЕС на поглощение своего конкурента Lotos, купив до этого Energa — производителя и поставщика электроэнергии. Новой целью компания ставила перед собой приобретение PGNiG, которая занимается добычей и торговлей газом.

«Мы строим мощную глобальную энергокомпанию в Польше», — цитировало тогда Reuters министра госимущества Польши Яцека Сасина. Премьер-министр страны Матеуш Моравецкий заявлял при этом, что доходы объединенной энергокомпании могут достигать до $ 5 млрд в год.

Немецкая DW отмечает, что энергетическая политика правящей партии «Закон и справедливость» уже давно направлена на то, чтобы управление энергокомпаниями строилось под патронажем государства и их отношения с правящей партией имели ключевое значение.

«Влияние польского правительства на энергорынок не является новостью и ничем особенно не отличается от других европейских стран», — заметила DW Анна Микульская из Центра энергетических исследований Университета Райса.

Отличие, правда, есть. Если доля государства в Orlen составляет 27,5%, то в PGNiG — почти 72%. «Рационального объяснения, зачем Orlen покупает PGNiG, нет. Это — сугубо политический проект», — говорил Reuters аналитик Ipopema Securities Роберт Маж.

Александр Шпор из Польского экономического института (PIE) защищает будущее слияние, говоря DW о том, что оно поможет привлекать большие средства, необходимые для энергоперехода, в том числе для строительства ветряных электростанций в Балтийском море и газовых электростанций. Анна Микульская добавляет, что крупная компания будет иметь лучшие позиции при сделках с европейскими, американскими, российскими и китайскими компаниями. 

Польские эксперты при этом совсем не говорят о том, что на энергорынке Польши уже возникли проблемы со свободой конкуренции. Так, например, частные газовые трейдеры обвиняют Варшаву в том, что в Польше устанавливают монопольное положение госкомпании под видом борьбы с российской угрозой. Речь идет о том, что с октября 2023 года в Польше хотят освободить от обязательств по созданию запасов газа в хранилище импортеров СПГ. Европейская федерация трейдеров энергоресурсами (EFET), членами которой являются более 130 международных компаний, заявляет же, что все мощности единственного терминала СПГ забронировала PGNiG и, таким образом, именно она выиграет от решения польских властей и никакого усиления конкуренции на польском рынке не будет. Более того, госкомпания владеет почти всем хранилищем и установило высокие тарифы для трейдеров.

Перестройка внутреннего энергорынка Польши, впрочем, может иметь последствия не только для нее самой, но и небольших соседних государств. Как известно, Варшава вынашивает планы стать новым энергетическим хабом Европы, а тот же Orlen уже имеет АЗС и НПЗ в Чехии и Литве, где он является единственным переработчиком на всю Прибалтику.

«Orlen станет крупнейшей энергетической компанией в регионе. Мы можем ожидать дальнейшего расширения и приобретения активов на соседних рынках, возможно в секторе переработки и розничных продаж», — сказал DW Мачей Якубик из Central Europe Energy Partners (CEEP).

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что поглощение нефтегазовой компании — дело времени. «Чеболизация (формирование многоотраслевых холдингов за счет государственного финансирования) в Польше, очевидно, идёт в разрез с установками ЕК по либерализации рынка. И есть риски, что это усилит монопольный характер польского газового рынка и других энергетических рынков, — говорит эксперт. — В этой связи любопытно, куда смотрит польский регулятор, который строит козни „Северному потоку — 2“ и игнорирует процессы ограничения конкуренции внутри страны».

В то же время, отмечает эксперт, с точки зрения польских национальных интересов консолидация имеет смысл: «Другое дело, как это будет работать. Может, это просто внутриэлитные разборки».

Источник: EADaily, 11.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики