Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вечнозеленая «зеленая» энергетика. Или, при чем здесь Чубайс?

Вечнозеленая «зеленая» энергетика. Или, при чем здесь Чубайс?

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон в интервью Financial Times заявил, что его страна к 2030 году полностью откажется от использования автомобилей с бензиновыми, дизельными и даже гибридными двигателями. Лидер Китая Си Цзиньпин пошел еще дальше, провозгласив, что КНР к 2060 году станет полностью углеродонейтральной. В этих условиях России, экономика которой в огромной степени зависит от добычи и продажи на мировых рынках углеводородного сырья, приходится задумываться о том, чем будет жить страна уже в середине наступившего века.

Проблему наступления эры «зеленой энергетики» программа «Отражение» решила обсудить с директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым и директором Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексеем Жихаревым.

Оба эксперта сошлись во мнении, что поднимаемая на щит в последние десятилетия «зеленая энергетика» не совсем увязана с темой якобы катастрофических изменений в экологии Земли. «То, что это именно продвигается как единственно возможное будущее, продвигается довольно агрессивно, – это достаточно очевидная вещь. Западная Европа предлагает откровенно кейнсианский сценарий, то есть они придумали новую экономику, которую нужно финансировать за государственный счет или за счет производителей углеводородов», - убежден Константин Симонов. По мнению эксперта, нынешняя борьба за климат, которая выливается в требования заставить платить пользователей углеводородного сырья, возникла из-за того, что «зеленая энергетика» проигрывает по себестоимости энергетике углеводородной.

Алексей Жихарев обращает внимание на тот факт, что тот же пресловутый электромобиль на самом деле не такой уж и «зеленый». «Безусловно, если мы говорим о том, что электромобиль заправляется электроэнергией, которая вырабатывается, предположим, на угольных электростанциях, то это не решает вопрос выбросов СО2 и, в общем, других вредных выбросов в атмосферу. Это скорее перенос выбросов из мест концентрации, значит, проживания людей, городской среды в какие-то места, где располагаются эти генерирующие мощности», - подчеркивает директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики.

Оценивая перспективы углеводородного сырья, Алексей Жихарев отмечает, что даже он не верит в возможность отказаться от него в мировом энергобалансе минимум до 2050 года. Говоря же о возможностях России вписаться в новую экономику, Жихарев отмечает, что они связаны с развитием таких отраслей, как, например, создание накопителей для электроэнергии, или производством того же водорода из метана, при условии, что будет решена технологическая проблема улавливания выделяющегося при этом процессе углекислого газа.

А вот Константина Симонова очень удручает отсутствие честной экономической конкуренции на энергетическом рынке. «Если бы «зеленая» энергия, как Алексей Борисович (Жихарев) сказал, рыночными бы способами, рыночной конкуренцией вытесняла углеводороды, это одна история. Но когда там везде засунуты субсидии в открытых, в скрытых формах, это совершенно иная история», - сетует он. Рассуждая же о перспективах России, Симонов очень пессимистично оценивает возможности страны. «У нас, например, Анатолий Борисович Чубайс, один из главных лоббистов вот этой идеи перехода к «зеленой» энергетике, он все время говорит о том, что надо отказываться от ставки на нефтяную отрасль. Надо сделать какую-то новую экономику. Вот 5 лет я слышу истории, что мы придумаем какой-то углепластик, поликремний, вот это все заменит нам... Но где это все? Я этого не вижу», - подводит черту под обсуждением Симонов. Значит, во всем опять виноват Чубайс!

 

Автор: Сергей Анисимов

Источник: ОТР, 18.11.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики