Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Байден решил похоронить «Северный поток-2»

Байден решил похоронить «Северный поток-2»

Чем избранный президент США опасен для газового проекта на Балтике

Грядущее президенство Джозефа Байдена в США чревато проблемами для России и Европы. В частности, пишет немецкое издание Bild, новый хозяин Белого дома сделает все от него зависящее, чтобы «окончательно похоронить» газпромовский проект «Северный поток-2», на который Берлин продолжает делать ставку. В распоряжении у Байдена будет несколько мощных инструментов, прежде всего, санкции в отношении связанных с СП-2 страховых и сертификационных компаний.

Демократы и республиканцы в США в равной степени не хотят, чтобы газопровод был достроен, утверждает Bild, ссылаясь на мнение бывшего советника экс-президента Барака Обамы Бенджамина Шмитта. В Сенате на сей счет достигнуто полное единодушие: американские законодатели согласовали самые жесткие на данный момент санкции против активных участников проекта. Они могут не просто замедлить строительство, но и полностью сорвать его, хотя "Северный поток-2" готов на 95%.

«Газпрому» придется долго искать сертификационные и страховые компании (на замену прежним), обеспечивающие работу российских судов по прокладке трубы. Но дело еще и в том, что Байден может предложить Берлину «обширный пакет в области зеленой энергии». В итоге на смену газа из России придут возобновляемые ресурсы, пишет Bild, цитируя мнение специалиста по вопросам энергетической безопасности Алана Райли. Насколько оправданы эти прогнозы, чем президентство Байдена в реальности грозит «Северному потоку-2», - об этом рассуждают опрошенные «МК» эксперты.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Главные риски для проекта связаны не столько с президентством Байдена, сколько с оборонным бюджетом США на 2020 финансовый год (National Defense Authorization Act, NDAA). Его Трамп не успел подписать до выборов. Там достаточно поправок, которые могут не только остановить строительство, но и фактически поставят крест на проекте.

Сенат и Палата представителей предложили два законопроекта, направленных на расширение санкций по СП-2. К деятельности, подпадающей под ограничения, отнесены: продажа, аренда или предоставление судов-трубоукладчиков; услуги по страхованию; услуги по модернизации судов.

Кроме того, вариант Сената включает еще и услуги по тестированию, инспекции и сертификации, необходимые для эксплуатации газопровода, что будет означать невозможность ввода "Северного потока-2" в эксплуатацию в принципе. Успеет ли Трамп подписать законопроекты, или это сделает уже Байден – пока неизвестно. Как и то, в какой именно редакции будет подписан оборонный бюджет.

Вероятность, что новый глава Белого дома будет жестко действовать в отношении газопровода, не исключена. Во-первых, «Северный поток-2» создает серьезную конкуренцию на европейском рынке топлива для американского сжиженного природного газа (СПГ). А Штаты активно продавливали свои бизнес-интересы в данном направлении на протяжении многих лет и добились определенных успехов (в ЕС созданы большие мощности по приему СПГ, и есть планы по строительству новых терминалов). Во-вторых, взятый в Европе курс на «зеленую экономику» и стремление Байдена развивать возобновляемые источники энергии – это две стороны одной медали».

Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ: «Нынешние ограничения являются мощным дополнением к тому санкционному пакету, что был принят в составе оборонного бюджета США в 2019 году. Для Берлина они чреваты запретами на ввод газопровода в эксплуатацию и на его обслуживание, чему немцы противятся из всех сил. Ведь именно Германия отвечает за эти два направления, а не «Газпром», задача которого – достроить морскую часть «Северного потока-2». Ко всему прочему, Германия не может отказаться от проекта, поскольку это не ее прерогатива: прокладка трубы осуществляется на основе европейского законодательства, третьего энергопакета ЕС. В-общем, в ситуации с СП-2 и немцы, и европейцы в целом оказались между молотом и наковальней, перед крайне неприятной дилеммой: либо соблюдать американские санкции, либо придерживаться собственных законов (что грозит им карами со стороны Вашингтона).

Что касается предположения Bild, что Байден предложит Берлину некую «зеленую» альтернативу российскому газу, едва ли можно говорить об этом всерьез. Да, победитель президентских выборов известен как убежденный сторонник возобновляемых источников энергии, и в ходе противостояния с Трампом он не раз декларировал курс на ВИЭ. На самом же деле ВИЭ вполне неплохо развивались в США и при Трампе, и при Обаме, и при их предшественниках на высшем посту. Байден не станет ограничивать добычу сланцевого газа, крайне необходимого американской экономике и внешней торговле, он не политический самоубийца. С другой стороны, Германии и ЕС в целом не нужны дополнительные ВИЭ, с этим на европейском континенте и так все в порядке».

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 19.11.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики