Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газовое обострение» на «белорусском фронте»

«Газовое обострение» на «белорусском фронте»

На встрече 15 июня 2010 года президента России Дмитрия Медведева с главой «Газпрома» Алексеем Миллером прозвучали довольно громкие заявления, которые могут свидетельствовать о серьезном ожесточении в российско-белорусских энергетических и общеполитических спорах. Миллер прямо заявил о наличии оснований для сокращения поставок газа в «союзную республику» пропорционально задолженности перед «Газпромом» (речь идет о сумме порядка 200 млн долларов). Самая же главная новость состоит в том, что данные предложения газовой монополии одобрил и лично Дмитрий Медведев, предложив дать белорусской стороне пятидневный срок для погашения задолженности. В случае отсутствия прогресса, по словам российского президента, «придется применять строгие меры».

Характерно, что ранее жесткую позицию в отношении Минска занимала скорее «силовая» часть российской элиты, которой проблемы в отношениях с Европой и транзитными странами были на руку – так проще было обосновывать необходимость разворота потоков энергетического экспорта на Китай. Сейчас же Белоруссии демонстрируется, что в необходимости давления на нее российские внутриэлитные группы близки к консенсусу – по крайней мере, внешнему. С точки же зрения долгосрочных последствий ухудшения отношений Москвы с Минском основную выгоду внутри России получат именно прокитайские группы.

Если же компромисс с Минком будет достигнут (например, по схеме «углеводороды по внутрироссийским ценам в обмен на ценную белорусскую собственность – «Белтрансгаз» и основные НПЗ»), то число выигравших будет существенно больше. Победили бы сторонники давней идеи о максимизации гарантированных объемов российского газа, идущего в Европу. Это можно сделать как раз методом получения контроля над всеми основными каналами экспорта (в том числе идущими через Белоруссию) из постсоветского пространства в западном направлении. В выигрыше от размена «Белтрансгаза» и ряда НПЗ на дешевый газ оказалась бы и «союзная республика». Ведь период перехода «Газпрома» к «равнодоходности» газовых продаж на внутреннем российском рынке вполне может затянуться, и за это время Белоруссия сэкономит немалые средства. Которые нужны именно сейчас – широко известно, что бюджет Белоруссии страдает от недополучения доходов, которые раньше давал экспорт в Европу нефтепродуктов, вырабатываемых из беспошлинно поставляемой российской нефти

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики