Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газовое обострение» на «белорусском фронте»

«Газовое обострение» на «белорусском фронте»

На встрече 15 июня 2010 года президента России Дмитрия Медведева с главой «Газпрома» Алексеем Миллером прозвучали довольно громкие заявления, которые могут свидетельствовать о серьезном ожесточении в российско-белорусских энергетических и общеполитических спорах. Миллер прямо заявил о наличии оснований для сокращения поставок газа в «союзную республику» пропорционально задолженности перед «Газпромом» (речь идет о сумме порядка 200 млн долларов). Самая же главная новость состоит в том, что данные предложения газовой монополии одобрил и лично Дмитрий Медведев, предложив дать белорусской стороне пятидневный срок для погашения задолженности. В случае отсутствия прогресса, по словам российского президента, «придется применять строгие меры».

Характерно, что ранее жесткую позицию в отношении Минска занимала скорее «силовая» часть российской элиты, которой проблемы в отношениях с Европой и транзитными странами были на руку – так проще было обосновывать необходимость разворота потоков энергетического экспорта на Китай. Сейчас же Белоруссии демонстрируется, что в необходимости давления на нее российские внутриэлитные группы близки к консенсусу – по крайней мере, внешнему. С точки же зрения долгосрочных последствий ухудшения отношений Москвы с Минском основную выгоду внутри России получат именно прокитайские группы.

Если же компромисс с Минком будет достигнут (например, по схеме «углеводороды по внутрироссийским ценам в обмен на ценную белорусскую собственность – «Белтрансгаз» и основные НПЗ»), то число выигравших будет существенно больше. Победили бы сторонники давней идеи о максимизации гарантированных объемов российского газа, идущего в Европу. Это можно сделать как раз методом получения контроля над всеми основными каналами экспорта (в том числе идущими через Белоруссию) из постсоветского пространства в западном направлении. В выигрыше от размена «Белтрансгаза» и ряда НПЗ на дешевый газ оказалась бы и «союзная республика». Ведь период перехода «Газпрома» к «равнодоходности» газовых продаж на внутреннем российском рынке вполне может затянуться, и за это время Белоруссия сэкономит немалые средства. Которые нужны именно сейчас – широко известно, что бюджет Белоруссии страдает от недополучения доходов, которые раньше давал экспорт в Европу нефтепродуктов, вырабатываемых из беспошлинно поставляемой российской нефти

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики