Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитики объяснили, как "Пакистанский поток" поможет РФ заработать на ЕС

Аналитики объяснили, как "Пакистанский поток" поможет РФ заработать на ЕС

Россия строительством газопровода в Пакистане стимулирует спрос на сырье в регионе, уверены аналитики Алексей Гривач и Игорь Юшков.

Москва и Исламабад подписали пересмотренное соглашение о прокладке газопровода "Север — Юг". Обе стороны договорились переименовать проект в "Пакистанский поток". Причиной стал крупный пакет акций, которым теперь владеет Исламабад, сообщает издание The Express Tribune.

Проект оценивается в 2,5 миллиарда долларов. Длина газопровода составит более тысячи километров и пройдет с севера на юг Пакистана — из Лахора в Карачи. Это первый масштабный совместный проект двух стран за последние 40 лет.  

До этого по договору Россия должна была вложить 85% от всей суммы за прокладку газопровода. Оставшуюся часть выплачивал Пакистан. Компанией-подрядчиком выступал Ростех, который после строительства владел бы объектом первые 25 лет.

Новый договор предусматривает, что Исламабад потратит на прокладку газопровода 74% от всей суммы. Оставшийся объем возьмет на себя Россия, которая будет платить за необходимые материалы. Стороны также согласились осуществлять проект через компанию специального назначения, которую зарегистрируют в Пакистане. До этого в СМИ подрядчиком считался российский консорциум в составе Трубной металлургической компании (ТМК) и "Зарубежнефти".

Проект имеет долгую историю, отметил заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в беседе с редакцией "ПолитЭксперта". По первоначальным планам его уже должны были построить и ввести в эксплуатацию.

"Сначала долго согласовывали коммерческие условия, потом у пакистанской стороны возникли опасения санкций и они стали просить заменить контрагента. В итоге сейчас полностью изменили конфигурацию", — рассказал собеседник ПЭ.

Раньше предполагалось, что российская компания профинансирует, построит и будет владеть газопроводом в течение 25 лет по схеме BOOT. Теперь заказчиком планируется совместное предприятие, в котором у пакистанского госфонда будет 74%, а у российской стороны блокирующий пакет составит 26%.

"Вложения распределены пропорционально. Кто именно будет представлять Россию в проекте, не сообщается. Вероятно, консорциум, который обеспечит строительство материалами: трубами и компрессорными станциями российского производства", — добавил аналитик.

Российская выгода

В Пакистане растет потребление газа и все больше строится газовых электростанций, напомнил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью "ПолитЭксперту". Соответственно, увеличивается импорт. Российские компании как подрядчики могут заработать на создании трубопровода или электростанции для снабжения потребительского спроса Пакистана.

Здесь не будет вложений в добычу газа, что было бы "вредно и непонятно", заметил эксперт. Государственным компаниям нужно разрабатывать ресурсы собственной страны и развивать местные проекты, а не инвестировать в другие государства, заявил Игорь Юшков. В случае с Пакистаном вопрос добычи как раз не стоит.

"Получается, что строя инфраструктуру для добычи газа, мы как раз стимулируем там спрос на сырье. Чем больше спрос, тем выгоднее России как государству. Потому что растет потребление. Переизбыток предложения с рынка уходит, и цены возрастают на газ вообще во всем мире. Поэтому даже не важно, что, видимо, в сам Пакистан мы газ не будем поставлять", — уточнил эксперт.

Россия создаст условия, при которых новый газопровод будет забирать определенные объемы и перетаскивать на себя других поставщиков. Например, Катар, который расположен недалеко от Пакистана.

"И получится, что какие-то объемы катарского газа не уйдут на европейский рынок, куда мы поставляем свой газ, а уйдут в Пакистан. Таким образом мы поднимем цены, уменьшим конкуренцию на рынках в Европе и Азии", — объяснил собеседник ПЭ.

За прокачку сырья российская компания станет получать деньги, тем самым окупит свои инвестиции. Вопрос остается в выборе тарифов и загруженности газопровода. Например, можно ли будет запускать прокачку сырья на полную мощность, чтобы инвестиции компании окупились за более короткий срок.

"То есть здесь, скорее, на каких условиях компании будут вкладываться в инфраструктуру. Идея правильная, но все упирается в экономические условия, которые Пакистан предоставит. Здесь нужно очень хорошо все посчитать, чтобы не оказалось так, что трубу мы построили, а она полупустая, и инвестиции не возвращаются", — заключил Игорь Юшков.

Автор: Ксения Емельянова

Источник: Politexpert.net, 21.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики