Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитики объяснили, как "Пакистанский поток" поможет РФ заработать на ЕС

Аналитики объяснили, как "Пакистанский поток" поможет РФ заработать на ЕС

Россия строительством газопровода в Пакистане стимулирует спрос на сырье в регионе, уверены аналитики Алексей Гривач и Игорь Юшков.

Москва и Исламабад подписали пересмотренное соглашение о прокладке газопровода "Север — Юг". Обе стороны договорились переименовать проект в "Пакистанский поток". Причиной стал крупный пакет акций, которым теперь владеет Исламабад, сообщает издание The Express Tribune.

Проект оценивается в 2,5 миллиарда долларов. Длина газопровода составит более тысячи километров и пройдет с севера на юг Пакистана — из Лахора в Карачи. Это первый масштабный совместный проект двух стран за последние 40 лет.  

До этого по договору Россия должна была вложить 85% от всей суммы за прокладку газопровода. Оставшуюся часть выплачивал Пакистан. Компанией-подрядчиком выступал Ростех, который после строительства владел бы объектом первые 25 лет.

Новый договор предусматривает, что Исламабад потратит на прокладку газопровода 74% от всей суммы. Оставшийся объем возьмет на себя Россия, которая будет платить за необходимые материалы. Стороны также согласились осуществлять проект через компанию специального назначения, которую зарегистрируют в Пакистане. До этого в СМИ подрядчиком считался российский консорциум в составе Трубной металлургической компании (ТМК) и "Зарубежнефти".

Проект имеет долгую историю, отметил заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в беседе с редакцией "ПолитЭксперта". По первоначальным планам его уже должны были построить и ввести в эксплуатацию.

"Сначала долго согласовывали коммерческие условия, потом у пакистанской стороны возникли опасения санкций и они стали просить заменить контрагента. В итоге сейчас полностью изменили конфигурацию", — рассказал собеседник ПЭ.

Раньше предполагалось, что российская компания профинансирует, построит и будет владеть газопроводом в течение 25 лет по схеме BOOT. Теперь заказчиком планируется совместное предприятие, в котором у пакистанского госфонда будет 74%, а у российской стороны блокирующий пакет составит 26%.

"Вложения распределены пропорционально. Кто именно будет представлять Россию в проекте, не сообщается. Вероятно, консорциум, который обеспечит строительство материалами: трубами и компрессорными станциями российского производства", — добавил аналитик.

Российская выгода

В Пакистане растет потребление газа и все больше строится газовых электростанций, напомнил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью "ПолитЭксперту". Соответственно, увеличивается импорт. Российские компании как подрядчики могут заработать на создании трубопровода или электростанции для снабжения потребительского спроса Пакистана.

Здесь не будет вложений в добычу газа, что было бы "вредно и непонятно", заметил эксперт. Государственным компаниям нужно разрабатывать ресурсы собственной страны и развивать местные проекты, а не инвестировать в другие государства, заявил Игорь Юшков. В случае с Пакистаном вопрос добычи как раз не стоит.

"Получается, что строя инфраструктуру для добычи газа, мы как раз стимулируем там спрос на сырье. Чем больше спрос, тем выгоднее России как государству. Потому что растет потребление. Переизбыток предложения с рынка уходит, и цены возрастают на газ вообще во всем мире. Поэтому даже не важно, что, видимо, в сам Пакистан мы газ не будем поставлять", — уточнил эксперт.

Россия создаст условия, при которых новый газопровод будет забирать определенные объемы и перетаскивать на себя других поставщиков. Например, Катар, который расположен недалеко от Пакистана.

"И получится, что какие-то объемы катарского газа не уйдут на европейский рынок, куда мы поставляем свой газ, а уйдут в Пакистан. Таким образом мы поднимем цены, уменьшим конкуренцию на рынках в Европе и Азии", — объяснил собеседник ПЭ.

За прокачку сырья российская компания станет получать деньги, тем самым окупит свои инвестиции. Вопрос остается в выборе тарифов и загруженности газопровода. Например, можно ли будет запускать прокачку сырья на полную мощность, чтобы инвестиции компании окупились за более короткий срок.

"То есть здесь, скорее, на каких условиях компании будут вкладываться в инфраструктуру. Идея правильная, но все упирается в экономические условия, которые Пакистан предоставит. Здесь нужно очень хорошо все посчитать, чтобы не оказалось так, что трубу мы построили, а она полупустая, и инвестиции не возвращаются", — заключил Игорь Юшков.

Автор: Ксения Емельянова

Источник: Politexpert.net, 21.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики