Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РФ получила преимущество перед Саудовской Аравией в борьбе за рынок КНР

РФ получила преимущество перед Саудовской Аравией в борьбе за рынок КНР

КНР испытывает проблемы с собственной добычей нефти и поэтому вынуждена покупать сырье у России и Саудовской Аравии, инициируя некое соперничество между ними, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Российская Федерация и Саудовская Аравия, сообщает международное агентство новостей Reuters, вступили в борьбу за статус крупнейшего поставщика нефти в Китай. Последний остается одним из немногих государств, которые в последнее время наращивают объемы приобретаемого сырья на фоне пандемии коронавирусной инфекции. 

«Китайская сторона испытывает проблемы с собственной добычей нефти и поэтому вынуждена покупать сырье у других государств в очень крупных объемах, по сравнению со спросом остальных стран.

КНР постепенно преодолевает последствия пандемии коронавируса и при этом мирится с падением собственной добычи, несмотря на все усилия, которые Пекин предпринимает для развития государственного производства, в том числе и сланцевой нефти», - пояснил Перов

Крупнейшим экспортером нефти на китайские территории традиционно считалась Россия. Так, в 2018 году стране удалось поставить около 71,49 млн тонн ресурса, нарастив объем почти на 20%, по сравнению с предыдущим годом. В 2019 году Россия увеличила экспорт на 9% и реализовала КНР 77,64 млн тонн.

В тот же год Саудовская Аравия попыталась подвинуть Российскую Федерацию, заняв лидирующую позицию за счет наращивания объемов поставляемой нефти в 1,5 раза, по сравнению с данными 2018 года, то есть до 83,32 млн тонн. Суточный объем составил около 1,67 млн баррелей против российских 1,55 млн баррелей.

«Россия и Саудовская Аравия считаются самыми крупными поставщиками нефти на китайский рынок, при этом российская сторона уже в течение нескольких лет занимала лидирующее место.

Но по итогам 2019 года немного вперед вырвался Эр-Рияд, а последние 11 месяцев текущего года сопровождаются упорным соперничеством – что покажет декабрь, угадать сложно», - прокомментировал эксперт Александр Перов.

Китай пользуется моментом

Текущий год стал для стран периодом борьбы за китайский рынок. Саудовская Аравия, уточняет агентство Reuters, экспортировала больше всего в январе, мае, июне и августе. Российские объемы росли в феврале, марте, апреле, июле, сентябре, октябре. 

Итоги ноября текущего года показали, что объем суточных поставок саудовской нефти подрастет до рекордных значений и достигнет 2,13-2,24 млн баррелей. Такие прогнозы составили аналитические компании Refinitiv, Vortexa и Kpler. Между тем ожидается, что поставки российской нефти не превысят 1,49 млн баррелей и даже покажут спад с 1,55 млн баррелей в сутки.

«Необходимо помнить, что исторически именно Саудовская Аравия и страны Персидского залива были главными поставщиками нефти в Китай. Российская Федерация, в свою очередь, относится скорее к новым игрокам на рынке этого государства, однако ей удалось за краткое время достичь успеха.

Наращивание объемов поставок российской нефти в Китай стало возможным благодаря строительству трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и хорошего климата в двусторонних отношениях», - объяснил эксперт Перов.

Эр-Рияд смог вырваться в лидеры, уверены аналитики международных агентств, за счет того, что главная саудовская компания Saudi Aramco неожиданно понизила цены для азиатских клиентов – танкеры с нефтью из этой страны начали приходить в Китай именно в ноябре текущего года.

Главная арена для борьбы в период пандемии

Проблемы с импортом и экспортом переживают многие поставщики в связи с тем, что пандемия коронавирусной инфекции нанесла сокрушительный удар по мировой энергетической отрасти. Последствия распространения COVID-19 привели к резкому сокращению экономической и деловой активности и остановке туристических потоков. 

В последнее время китайское государство относится к крупнейшим импортерам нефти, пользующимся снижением цен поставщиками. Сейчас основная часть аравийского сырья в крупных объемах поступает через Чжаньцзян, Нинбо, Чжоушань и Цюаньчжоу, провоцируя проблемы с разгрузкой и заторы в местных портах. Аналитики предполагают, что за всплеском может последовать спад в декабре текущего года.

Кроме Саудовской Аравии дневные поставки нарастили остальные экспортеры нефти. По общим масштабам среди ежедневного экспорта за 2020 год в лидерах числится Ирак, реализовавший Китаю за прошедшие 11 месяцев на 190 тысяч баррелей в сутки больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Российская Федерация и Эр-Рияд движутся вплотную друг к другу. Однако аналитик Vortexa Серена Хуан, полагает, что «Россия обойдет Саудовскую Аравию, чтобы занять первое место в этом году».

Тем не менее позиции России на китайском рынке, уверен Александр Перов, весьма прочные и нужно задумываться о будущем Эр-Рияде в Китае, который лидировал долгое время до 2016 года.

Секрет России на этом рынке заключается в том, что Китай намеренно планировал избавиться от чрезмерной зависимости от поставок сырья из Персидского залива. Поэтому внимание Пекина переключилось на российскую нефть. В будущем, прогнозирует эксперт Перов, китайцы продолжат придерживаться диверсификации и потребления сырья из РФ, однако это не остановит соперничество Москвы и Эр-Рияда за нефтяное лидерство.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 21.11.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики