Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Интеграция с Россией решит нефтегазовые проблемы Белоруссии

Интеграция с Россией решит нефтегазовые проблемы Белоруссии

Нефть и газ остаются краеугольной проблемой интеграции России и Белоруссии, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Белоруссия возобновила переговоры с Москвой по нефти и газу

Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил, что Москва является стратегическим союзником Минска, но сотрудничество было бы еще более мощным, если бы между странами не было споров по нефти и газу. 

Основная тяжесть российско-белорусских отношений связана с поставками углеводородов РФ в Белоруссию.

Переговорные проблемы России и Белоруссии хорошо известны. В начале 2020 года белорусский президент Александр Лукашенко на переговорах с президентом РФ Владимиром Путиным отказался от предложения по экономической интеграции.

В интеграционный пакет входило создание единого рынка, движение в сторону единой валюты, общая налоговая политика и другие вопросы. В ответ РФ согласилась продолжить субсидировать Белоруссию льготными ценами на нефть и газ. 

Белорусская позиция свелась к получению льгот по нефти и газу без гарантии интеграции. В Москве от такого подхода отказались. Минск обычно под любыми предлогами саботирует исполнение обязательств, которые считает невыгодными.

После этого переговоры остановились, и так продолжалось вплоть до президентских выборов в Белоруссии.

До августа Белоруссия искала альтернативных поставщиков нефти и газа. Переговоры велись с США, Азербайджаном, Украиной и другими странами, но Минск не нашел более более выгодных условий, чем российские.

Сегодня переговорная позиция Белоруссии ухудшилась как в экономическом плане, так и в политическом. В Евросоюзе создано альтернативное правительство с мадам Тихановской. После этого у Минска не осталось вариантов, кроме сотрудничества с Москвой. 

Однако белорусы все равно продолжат добиваться от Москвы максимального объема экономических уступок.

Настало время для большого соглашения РФ и Белоруссии

«Белоруссия готова идти на уступки. В последние годы Минск только тем и занимается, что взвинчивает градус напряжения, а после этого значительно сокращает объем претензий к России», - констатирует Перов.

Белорусские власти действуют по принципу Никколо Макиавелли «стремись к большему, чтобы достичь меньшего». Такой была тактика Лукашенко на переговорах с РФ, пусть и неизвестно, читал ли Александр Григорьевич флорентийского философа.

«Белоруссия часто уступала России, но до этого решения Минск всегда предъявлял большие претензии российской стороне. Последние события открыли для интеграции новые перспективы, Минск стал гораздо договороспособнее», -заключает Перов.

Белоруссия осталась во внешнеполитическом одиночестве. ЕС ввел санкции и ограничил общение с белорусской стороной, у которой не осталось серьезных партнеров, кроме России и Китая, но Пекин находится от Минска намного дальше Москвы. 

На этот вопрос накладываются экономические сложности Белоруссии и необходимость обслуживать внешний долг. В 2021 году Минску нужно выплатить 3 млрд долларов внешним кредиторам. Без российской помощи белорусы не смогут этого сделать.

В начале 2021 года Минск сделает запрос в Москву о реструктуризации и рефинансировании внешнего долга. Российская сторона пойдет на уступки белорусским партнерам, но предъявит условия по предоставлению дополнительной финансовой помощи.

В первую очередь это цены на нефть и газ вместе с российским интеграционным пакетом, который Минск облагал многими условиями. Не надо забывать про российскую военную базу, которая может стать разменной монетой в экономических делах.

Ослабление Белоруссии и Армении усилит их связи с ЕАЭС

«Краткий медовый месяц белорусских заигрываний с Западом, который мы недавно наблюдали, закончился. Теперь о стремлении Минска в Европу нельзя говорить серьезно. Минску некуда идти с проблемами, кроме как в Москву, пусть и белорусская сторона не откажется от своей переговорной тактики. Данная линия сохранится в наших отношениях», - резюмирует Перов.

«Уход» Белоруссии на Запад при президенте Лукашенко нереален. Минску придется уменьшить переговорные требования и больше искать компромисса с Москвой. Так, Россия и Белоруссия совместно защитят интересы друг друга.

«Мы толком не знаем, что происходит в российско-белорусских переговорах по нефти и газу – об этом можно только догадываться, но тут точно скрыто немало противоречий», - констатирует Перов

Продолжается строительство единого энергорынка ЕАЭС. Ранее Минск и примкнувший к белорусам Ереван не раз высказывали претензии по поводу единого газового рынка ЕАЭС. Белорусы требовали создание системы с едиными ценами на газ.

По плану газовый рынок должен быть создан к 2025 году, но интеграция ЕАЭС находится ниже проектных показателей. В 2019 году уровень торгово-экономических отношений внутри ЕАЭС упал на 3%. После 2020 года падение станет еще большим.

«Российский президент Путин отмечал, что уровень интеграции стран-членов ЕАЭС не слишком силен, чтобы можно было говорить о единых ценах на газ и его транзит. Только после событий в Нагорном Карабахе армянская сторона не будет предъявлять претензии по формированию газового рынка. По этому вопросу появилось окно возможностей», - заключает Перов.

Аналогичным образом ослабла позиция белорусских властей, и теперь взаимоприемлемый компромисс возможен.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 23.11.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики