Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Названы сроки достройки «Северного потока-2»: эксперты засомневались в их реалистичности

Названы сроки достройки «Северного потока-2»: эксперты засомневались в их реалистичности

Главные препятствия для проекта – не технические, а юридические

В наступающем декабре строительство газопровода «Северный поток-2» (СП-2), приостановленного год назад из-за американских санкций, будет продолжено. Об этом заявила компания-оператор Nord Stream 2 AG. Одновременно эксперты международного рейтингового агентства Fitch сообщили, что проблемный газопровод окончательно может быть достроен в I квартале 2021 года. Независимые эксперты считают эти сроки слишком оптимистичными: дамоклов меч новых американских санкций продолжает висеть над российской экспортной трубой.

«Мы планируем возобновить работы по трубоукладке с использованием судна с якорным позиционированием в исключительной экономической зоне Германии в этом году», - сообщили представители Nord Stream 2 AG. Они не стали уточнять название того судна, которое будет использовано при работах в Балтийском море. Между тем, это вопрос принципиальный. Дело в том, что судно-трубоукладчик «Академик Черский», которое до сих пор считалось самым вероятным достройщиком «СП-2», 26 ноября ушло из немецкого порта Мукран, являющегося логистической базой СП-2. В настоящее время оно стоит на рейде в водах Калининградской области, следует из данных портала отслеживания судов MarineTraffic.

Маневрам «Академика» предшествовал малоприятный факт. Норвежская сертификационная компания DNG GL заявила, что из-за потенциальных санкций со стороны США не сможет проверить судно и его оборудование на предмет соответствия техническим нормам. А без таких сертификатов, трубоукладчик ни при каких условиях не может приступить к работе в международных водах. На таком информационном фоне, на Западе и в России появились многочисленные комментарии о том, что, дескать, американские санкции достигли своей цели, и газопровод не будет достроен в принципе. Ответом на них и можно считать нынешнее заявление Nord Stream 2.

К настоящему времени трубопровод общей протяженностью 1224 км построен на 94%. Для завершения проекта не хватает всего лишь около 75 км, из которых 16 км в пределах исключительной экономической зоны Германии, а остальные 60 км — на территории Дании. При этом строительство «Северного потока-2» было приостановлено в конце 2019 года, когда швейцарская компания Allseas, занимающаяся укладкой труб, отвела свои суда из зоны строительства из-за опасений по поводу санкций со стороны США.

До конца текущего года американские сенат и палата представителей договорились о новых ограничительных мерах в отношении проекта, которые должны быть включены в закон об оборонном бюджете США на 2021 год: они затронут страховые и сертификационные компании, которые работали с российскими судами.

Между тем, важен вопрос не только о том, когда начнется достройка СП-2, но и когда она закончится. Неожиданно оптимистичный ответ на него дали эксперты международного рейтингового агентства Fitch. «В теории за несколько месяцев можно успеть и завершить строительство, и запустить проект. То есть до конца первого квартала 2021 года успеть можно», - сообщил директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрий Маринченко. По его словам, намерение завершить проект как можно скорее может быть связано с процессом смены власти в Соединенных Штатах.

Опрошенные «МК эксперты согласны с тем, что сроки, окончания строительства СП-2, названные специалистами рейтингового агентства, вполне реальны с технической точки зрения. Но пока неясно, как прокладчики трубы будут обходить созданные угрозой санкций юридические препоны, связанные, в частности, с обязательной сертификацией работ.

В настоящий момент, ключевой вопрос для «Газпрома» - обеспечить необходимую сертификацию «Академику Черскому» либо найти какого-то альтернативного трудобукладчика, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. По его словам, понятно, почему Nord Stream 2 не обнародует никаких названий судов: если это сделать, Вашингтон поспешат ввести санкции против них.

Пока совершенно неясно, какие действия предпримет «Газпром», поскольку без необходимых разрешительных документов он лишен возможности закончить работы по прокладке трубы, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. На поиск новых партнеров по сертификации оборудования уйдет неопределенное время. Нужна международная компания, имеющая соответствующий опыт. Но где ее найти, если санкций со стороны Соединенных Штатов сегодня опасается большинство крупных организаций на Западе? Ответа на этот вопрос пока нет.

Авторы: Дмитрий Докучаев, Георгий Степанов

Источник: МК, 29.11.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики