Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Конфликт внутри ОПЕК+ грозит кризисом российскому бюджету

Конфликт внутри ОПЕК+ грозит кризисом российскому бюджету

Битва идет за каждый баррель

Альянс стран-экспортеров нефти ОПЕК+, который несколько лет довольно успешно сдерживал падение цен на «черное золото», оказался на грани распада. В ходе проходивших в последний день осени переговоров его участники не смогли согласовать объемы производства на будущий год и отложили принятие окончательного решения - пока до 3 декабря. Ряд членов организации, в частности, Объединенные Арабские Эмираты и Казахстан, настаивают на увеличении квот. Другие, в том числе Саудовская Аравия, требуют сохранить лимиты на нынешних отметках. Россия, как один из лидеров мировой нефтяной отрасли, оказалась в роли заложника: с одной стороны, наша страна не против нарастить добычу; с другой — падение сырьевых котировок, которое может произойти в результате отказа от ограничения мощностей, грозит привести к кризису отечественного бюджета.

Скандал в большом нефтяном семействе все-таки произошел: хотя министры стран ОПЕК на последнем саммите утвердили продление текущих ограничений по добыче «черного золота» в 7,7 млн баррелей в сутки на I квартал 2021 года, их рекомендации принять аналогичное решение, адресованные ОПЕК+, были отвергнуты. Участники расширенного состава альянса потребовали дополнительных консультаций и перенесли дату окончательного решения на 3 декабря.

Основное сопротивление продлению сделки, условия которой были обновлены еще весной этого года, оказывают ОАЭ и Казахстан. Напомним, что с мая представители ОПЕК+ договорились о снижении производства на 9,7 млн баррелей в день; с августа ограничение мощностей было смягчено до 7,7 млн «бочек» в сутки, а с начала 2021 года сдерживание квот должно было сократиться до 5,8 млн.

Однако ценовая нестабильность на нефтяном рынке, которой способствовали прогнозы о второй и даже третьей волне эпидемии коронавируса, стала поводом для отказа от роста добычи в будущем году: задолго до своего последнего заседания многие нефтяные экспортеры, в первую очередь, Саудовская Аравия, предлагали сдвинуть сроки увеличения объемов добычи. На первый взгляд, все шло по плану — представители ОПЕК выступили с соответствующими рекомендациями к членам ОПЕК+ (в этот альянс помимо традиционных участников нефтяного картеля входят еще десять независимых поставщиков сырья, в частности, Россия и Казахстан). Однако, поскольку решение о квотах на добычу должно быть утверждено консенсусно, а делегаты Абу-Даби и Нур-Султана выступили против, то вердикт, на основе которого альянс собирается регулировать добывающие квоты, был отложен на пару дней.

По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, выработать идеальное решение в настоящее время у нефтяных экспортеров вряд ли получится. Каждый участник альянса, в том числе Россия, заинтересованы в повышении производственных лимитов. «Это важно не только для нашей добывающей отрасли, но и для всей отечественной индустрии, успехи которой зависят непосредственно от уровня производства энергоресурсов. Тем более, что процесс выхода из застоя, когда российские холдинги будут переключать производство с контролируемых объемов добычи на рост производственных уровней, отнимет немало времени», - говорит эксперт. Но при этом он отмечает, что есть и другая сторона проблемы: увеличение добычи может серьезно обвалить котировки на «черное золото», что ударит по федеральному бюджету России, доходы которого в немалой степени зависят от экспорта энергоресурсов.

Как обращают внимание эксперты, даже несмотря на обещания, подтвержденные резолюциями ОПЕК+, многие участники альянса довольно неаккуратно относятся к исполнению взятых на себя обязательств. Скажем, ОАЭ в августе превысили производственные квоту на 100 тыс баррелей в сутки. Они объясняли рост добычи сезонным увеличением спроса на внутреннем рынке, однако Абу-Даби вполне могли бы накапливать сырье в подземных хранилищах или на морских танкерах, чтобы в дальнейшем при удобном случае реализовать топливо, если цены на углеводороды поползут вверх.

«До 3 декабря компромисс между основными участниками мирового нефтяного рынка будет достигнут, однако в этот раз, когда напряжение внутри ОПЕК+ фактически достигло апогея, битва будет идти за каждый баррель», — предсказывает Симонов.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 01.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики