Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Названа отрасль, на которую РФ стоит сделать упор после пика потребления нефти

Названа отрасль, на которую РФ стоит сделать упор после пика потребления нефти

Мировое потребление нефти никогда не вернется к прежним показателям. Россия должна искать новую отрасль для развития. Эксперт в области энергетики Станислав Митрахович рассказал iReactor о перспективах для страны.

Мировая экономика, вероятнее всего, прошла период пикового потребления нефти. Такое мнение ранее выразил заместитель министра финансов России Владимир Колычев. По его словам, в настоящее время ведомство рассматривает сразу несколько экономических сценариев, которые предполагают разный спрос на энергоносители.

Пик потребления, возможно, уже прошел, — подчеркнул Колычев в интервью журналистам Bloomberg.

Более того, по мнению чиновника, в долгосрочной перспективе существенно возрастает риск снижения доходов от нефти и газа, которые прогнозировались еще в прошлом году.

Похожую оценку еще в сентябре дали аналитики крупнейшей нефтеперерабатывающей компании British Petroleum в своем прогнозе развития мировой энергетики. Тогда британские специалисты допустили, что мировой уровень потребления нефти уже не вернется к докризисным показателям. Прогнозы компании неутешительны: после пандемии коронавирусной инфекции потребление нефти и газа будет постепенно снижаться, пока не совершит серьезное падение ориентировочно в 2050-х годах.

Перспективы нефтегазохимии

В беседе с iReactor ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович напомнил о том, что специалисты уже давно спорят о пике потребления нефти, отстаивая разные точки зрения. Одни расчеты говорят, что пик давно пройден, другие — что будет пройден только через 10–15 лет. Технологии стремительно меняются, и очевидно, что к середине XXI века они не могут быть такими же, какими были в начале прошлого столетия. В конечном счете, подчеркивает эксперт, не так важно, пройден пик или нет, тенденция уже давно видна — необходимо действовать.

Президент России Владимир Путин высказывался на этот счет в Тобольске. Он сказал, что пик потребления нефти ожидается в ближайшие пять лет. Эта одна из точек зрения, которые сейчас в мире существуют, и Путин к ней присоединился, заявив, что к этому нужно готовиться и развивать другие отрасли. Конкретно в Тобольске он сказал, что нужно развивать нефтегазохимию. Это дает возможность монетизировать наши нефтяные ресурсы, дает возможность производить товар с добавленной стоимостью, да и вообще, это более реалистично, чем если мы сообщим, что с завтрашнего дня будем делать самолеты или смартфоны, которые у нас будут покупать американцы и европейцы. А вот нефтегазохимия — это реалистично, и действительно, в текущей ситуации это можно делать, — убежден Станислав Митрахович.

Спрос на продукты нефтегазохимической отрасли стремительно растет. Так, за период с 2013 года только в России были реализованы 16 крупнейших проектов на общую сумму инвестиций в 830 млрд рублей. Эти показатели могут быть удвоены уже в ближайшие годы. Производство полимеров и синтетических каучуков лишь за прошлый год достигло отметки в 6,8 млн тонн. Кроме этого, на мировом рынке фиксируется серьезный дефицит мономеров.

Высокая рентабельность отрасли при условии грамотной поддержки со стороны правительства позволяет сделать качественный скачок вперед, убежден собеседник iReactor. При правильном позиционировании товаров, высоком качестве и их конкурентной стоимости Россия может занять уверенную позицию на мировом рынке. При этом путь к успеху может быть крайне сложным, не исключает Станислав Митрахович.

«Сибур», где Путин выступал, — как раз образец такого предприятия, на котором может быть произведен товар, способный занять рыночную нишу. Вопрос лишь в том, чтобы мы нашли не только рынки сбыта внутри страны, но и внешние. Вот тут ситуация сложная, потому что химию мы хоть и можем развивать, но сможем ли мы ее продавать на внешние рынки тоже? На внешних рынках ведь есть конкуренты. Есть современные корейские заводы, есть китайские заводы, которые менее совершенны, но они пользуются государственной поддержкой, — заявил эксперт.

Правительство России поддерживает развитие нефтегазохимии как одну из ключевых отраслей в нефтегазовом комплексе. Однако одного лишь вливания денег недостаточно, убежден Митрахович. По его словам, главная задача — поиск и удержание своей ниши.

Нам нужно делать так, чтобы находить такие рыночные ниши и продавать товары по более конкурентным ценам. Для этого придется использовать и государственные субсидии, в общем, это большая такая задача — развивать новые отрасли. Самая ближайшая из них — это нефтегазохимия. Вполне логично, что наши власти на нее так делают ставку. Однако просто профинансировать отрасль недостаточно, нужно еще думать о том, как найти спрос внутри России и на внешних рынках, как сделать так, чтобы российские товары были более конкурентоспособны. Все это большой вызов для России. И хорошо, что страна начала к этому готовиться, — резюмировал Станислав Митрахович.

Восстановление нефтяного рынка

В августе 2020 года ведущие мировые эксперты в области энергетики заявили, что, вероятно, восстановление нефтяного рынка в 2021 году замедлится. Причиной этому стала затянувшаяся пандемия коронавирусной инфекции, на фоне которой существенно сократилось международное авиасообщение, а также уменьшилась потребность в топливе для автомобилей.

Российские чиновники неоднократно отмечали, что в 2021 году спрос на нефть может восстановиться. Так, Александр Новак, будучи министром энергетики, допускал, что к концу следующего года спрос на энергоносители восстановится до 90% от допандемийных показателей.

Автор: Иван Матвеев

Источник: iReactor, 06.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики