Украинская борьба с углем вызвана углеродной политикой ЕС, заметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил о планах Киева отказаться от угля до 2070 года.
Украина собирается присоединиться к «Безугольному альянсу». К 2050 Украина сократит количество угольных шахт, а к 2070 год откажется от использования ископаемых видов топлива и станет климатически нейтральной.
Украинские планы звучат анекдотично
Шмыгаль поддержал европейскую «зеленую энергетику» и экономическую программу Байдена, где озвучены аналогичные цели, но американские планы подкреплены не украинской демагогией, а инвестициями в 2 трлн долларов за четыре года.
Во-первых, непонятно, как будут использоваться углеводороды через 30 или 50 лет, произойдет ли к тому времени энергопереход или нет – это нельзя не только спрогнозировать, но и предположить вне рамок научной фантастики.
На сегодня альтернативная энергетика неконкурентна по цене и не может самостоятельно обеспечить энергобаланс. Такие проекты подкрепляются традиционной энергетикой: ветряки не могут существовать без углеводородов.
Во-вторых, нет смысла представлять будущее Украины через 30 или 50 лет. В 2021 году наступит тридцатилетие независимости Украина, а за этот период данное государство потеряло часть территорий и как минимум 13 млн человек населения.
В 1991 году на Украине постоянно проживало 52 млн человек, а сейчас данная цифра не превышает 39 млн человек. Украина является самой бедной страной Европы, которая не имеет ни политических, ни экономических перспектив.
Соглашение по евроинтеграции с ЕС и другие документы, подписанные Киевом с Брюсселем, не смогут обеспечить существование на Украине эффективной государственной и экономической модели с населением в 40-50 млн человек.
Что касается альтернативной энергетики, то данные проекты осуществлены в ФРГ и Дании. По ним можно сделать один вывод: их могут позволить только богатые государства, ведь они стоят дорого и ограничивают экономический рост.
Зеленые тренды сегодня в моде
«Принято ругать уголь – признается, что это самый грязный источник из ископаемых, но нет отказа от него. Если мы посмотрим на температуру по планете, то увидим, что уголь остается крупнейшим в мире источником энергии», - констатирует Юшков.
Классическим примером является Германия. Немцы после Фукусимы решили отказаться от атомной генерации – она была снижена в ФРГ в два раза, но выпадающие объемы компенсируются за счет бурого угля.
Берлин может использовать любые источники энергии, но отказ от атома был пролоббирован зелеными после аварии в Фукусиме. Еще Германия вложила большие средства в альтернативную энергетику, но это не стало решением энергопроблем.
Цены на электричество в стране выросли, однако ветряки и солнечные батареи не смогли заменить атом, газ, нефть и уголь. Дело не в тарифах, а в неспособности зеленой энергетики закрыть даже часть нужд в энергогенерации.
«Потребление угля выросло за счет Китая, но и в Европе добыча находится на высоком уровне. Полностью отказаться от угля сложно, хотя такие планы имеют Евросоюз, другие развитые страны, а теперь еще и Украина», - заключает Юшков.
По мнению Игоря Валерьевича, Украина не пойдет на самостоятельный отказ от угля.
«В Евросоюзе, по крайней мере на словах, разговор идет о волевом решении. Там рассуждают об отказе от нефти, газа, угля, торфе и т. д., а для Киева проблемой является зависимость украинской экономики от европейских партнеров. Угольная отрасль Украины получит сложности из-за ЕС, в котором начали считать углеродный след», - резюмирует Юшков.
Углеродный след появляется при использовании углеводородной электрогенерации, сделанный на ее основа товар будет облагаться налогом.
«Аналогичные режимы могут быть введены в остальных развитых государствах, поэтому Киев при продолжении сотрудничества с ЕС будет постоянно сталкиваться с углеродной тематикой», - констатирует Юшков.
Данный фактор и определяет риторику Шмыгаля, а для внутренних нужд уголь украинцами продолжит использоваться.
«Украина будет и дальше трансформироваться из индустриальной державы в аграрную страну, где люди живут не очень хорошо. Чтобы не сделать их жизнь сложнее, Киев не пойдет на отказ от угольной генерации, в противном случае цены на электричество повысятся. Киев правильно делает, что прогнозирует что-то только к 2070 году», - заключает Юшков.
Через 50 лет никто не вспомнит о заявлениях Шмыгаля, а, учитывая темпы развития Украины, есть вопросы и по ее судьбе.
«Можно будет потом сказать: «мы выполнили наши энергетические планы путем ликвидации Украины, которая больше не потребляет уголь». Возможно, будет как-то так, а вообще на Украине множество проблем и без угля», - резюмирует Юшков.
По энергетики главным вопросом является окончание ресурса ГТС и атомных станций.