У РФ есть все возможности для достройки «Северного потока – 2», отметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Баржа «Фортуна» достигла зоны строительства «Северного потока – 2» и начала работы в немецких водах.
Речь идет об участке в 2,6 км на глубине 30 м.
Эта точка находится между немецким портом Мукран (г. Засниц, ФРГ) и островом Борнхольм (Дания). «Фортуну» сопровождают судна «Балтийский исследователь» и «Катунь» – они снабжают строительство всем необходимым.
Строительство газопровода было заморожено на год
Работы по «Северному потоку – 2» прекратились 23 декабря 2019 года после того, как Вашингтон ввел экстерриториальные санкции против иностранных компаний, задействованных в строительстве газопровода.
Санкции заставили швейцарскую компанию Allseas выйти из проекта, а ее трубоукладчиков приостановить работу. Это событие привело к эпопее по достройке «Северного потока – 2», которая должна скоро успешно завершиться.
В течение 2020 года СМИ следили за изменением места дислокации «Академика Черского», за решениями датского и немецкого регуляторов, за американским санкционным и политическим давлением против проекта.
В декабре появились первые проблески решения проблемы в виде позитивных решений ФРГ. 5 декабря Федеральное агентство по судоходству ФРГ дало разрешение на строительство газопровода в немецких водах.
Проект начал достраиваться в декабре, но основные работы пройдут в промежутке январь – апрель. Официальных заявлений не было, но в Кремле отмечали, что проект завершат либо в конце 2020 года, либо в начале 2021 года.
«Северный поток – 2» будет достроен
«Газпром» вместе с партнерами настроены на достройку «Северного потока – 2», но в силу американского давления это непросто. Сложная политическая ситуация требует времени, поэтому нет точного понимания по срокам», - констатирует Митрахович.
Такие проблемы у РФ не только по газопроводу, но и по постройке новых крупнотоннажных заводов по сжижению газа.
«У России нет определенных технологий, но это нормально – в мире сложно представить страну, у которой они бы были в полном объеме. У «Газпрома» запланирован новый проект в Усть-Луге, и вряд ли он будет реализован без немецкой компании Linde. Если против Усть-Луги американцы введут санкции, нам придется аналогично выкручиваться», - заключает Митрахович.
Проблема с «Северным потоком – 2» не является для России нерешаемой: ключ к проекту будет найден.
«Германия продолжает проявлять заинтересованность в газопроводе, поэтому немцы помогут найти варианты обхода сложностей как технического, так юридического и страхового характеров», - резюмирует Митрахович.
Немецкое разрешение на работу в исключительной экономической зоне позволит «Фортуне» и «Академику Черскому» потренироваться там и затем достроить необходимые 163 км трубопроводной магистрали.
«После немецкого участка будет начата прокладка в датской экономической зоне. Вот здесь могут возникнуть проблемы со страхованием и сертификацией. Однако я не думаю, что эти вещи непреодолимы. Эти моменты Москве придется решать с Брюсселем, Берлином и Копенгагеном, а не с Вашингтоном», - констатирует Митрахович.
Всегда можно договориться с немецкими страховщиками и сертификаторами по сопровождению строительства.
«На строительство может наложиться период штормов в Балтийском море, поэтому датский участок достроят уже после их окончания. Это делает высокой вероятность завершения проекта в 2021 году», - заключает Митрахович.
«Академик Черский» и «Фортуна» закроют проблему
Американские санкции заставили «Газпром» самостоятельно достраивать «Северный поток – 2». Ограничения сделали невозможным участие зарубежных компаний – никто из ни не пойдет на получение персональных санкций США.
С конца 2019 года идет дискуссия по «Академику Черскому» и барже «Фортуна», их возможностях по достройке проекта: было ли установлено на них новое оборудование, есть ли у команды квалификация для строительства проекта такой сложности, достаточен ли набор судов, смогут ли они работать в таких условиях, как акватория Балтийского моря.
«Со стопроцентной уверенностью по возможностям «Академика Черского» и «Фортуны» достроить «Северный поток – 2» не ответят даже в «Газпроме». Просто у российских судов никогда не было опыта по прокладке труб такого диаметра и на такой глубине – она небольшая по меркам мирового океана, но значительная для подобных работ», - резюмирует Митрахович.
Наши суда прошли модернизацию в российских портах, а, возможно, и за пределами России. Объем работ неизвестен: российская сторона - и это правильно - не комментирует ситуацию с «Академиком Черским» и «Фортуной».
«Северный поток – 2» начали строить, вот мы и посмотрим на объем компетентности «Академика Черского» и «Фортуны», но при помощи Германии и при наличии времени трудности преодолимы», - констатирует Митрахович.
Оставшиеся технические вопросы будут решены в ближайшие месяцы, а сегодня работы начались в немецких водах.