Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рестарт работ по «Северному потоку – 2» позволит получить газопровод в 2021 году

Рестарт работ по «Северному потоку – 2» позволит получить газопровод в 2021 году

У РФ есть все возможности для достройки «Северного потока – 2», отметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович

Баржа «Фортуна» достигла зоны строительства «Северного потока – 2» и начала работы в немецких водах. 

Речь идет об участке в 2,6 км на глубине 30 м.

Эта точка находится между немецким портом Мукран (г. Засниц, ФРГ) и островом Борнхольм (Дания). «Фортуну» сопровождают судна «Балтийский исследователь» и «Катунь» – они снабжают строительство всем необходимым.

Строительство газопровода было заморожено на год

Работы по «Северному потоку – 2» прекратились 23 декабря 2019 года после того, как Вашингтон ввел экстерриториальные санкции против иностранных компаний, задействованных в строительстве газопровода. 

Санкции заставили швейцарскую компанию Allseas выйти из проекта, а ее трубоукладчиков приостановить работу. Это событие привело к эпопее по достройке «Северного потока – 2», которая должна скоро успешно завершиться.

В течение 2020 года СМИ следили за изменением места дислокации «Академика Черского», за решениями датского и немецкого регуляторов, за американским санкционным и политическим давлением против проекта. 

В декабре появились первые проблески решения проблемы в виде позитивных решений ФРГ. 5 декабря Федеральное агентство по судоходству ФРГ дало разрешение на строительство газопровода в немецких водах.

Проект начал достраиваться в декабре, но основные работы пройдут в промежутке январь – апрель. Официальных заявлений не было, но в Кремле отмечали, что проект завершат либо в конце 2020 года, либо в начале 2021 года. 

«Северный поток – 2» будет достроен

«Газпром» вместе с партнерами настроены на достройку «Северного потока – 2», но в силу американского давления это непросто. Сложная политическая ситуация требует времени, поэтому нет точного понимания по срокам», - констатирует Митрахович.

Такие проблемы у РФ не только по газопроводу, но и по постройке новых крупнотоннажных заводов по сжижению газа.

«У России нет определенных технологий, но это нормально – в мире сложно представить страну, у которой они бы были в полном объеме. У «Газпрома» запланирован новый проект в Усть-Луге, и вряд ли он будет реализован без немецкой компании Linde. Если против Усть-Луги американцы введут санкции, нам придется аналогично выкручиваться», - заключает Митрахович

Проблема с «Северным потоком – 2» не является для России нерешаемой: ключ к проекту будет найден.

«Германия продолжает проявлять заинтересованность в газопроводе, поэтому немцы помогут найти варианты обхода сложностей как технического, так юридического и страхового характеров», - резюмирует Митрахович

Немецкое разрешение на работу в исключительной экономической зоне позволит «Фортуне» и «Академику Черскому» потренироваться там и затем достроить необходимые 163 км трубопроводной магистрали.

«После немецкого участка будет начата прокладка в датской экономической зоне. Вот здесь могут возникнуть проблемы со страхованием и сертификацией. Однако я не думаю, что эти вещи непреодолимы. Эти моменты Москве придется решать с Брюсселем, Берлином и Копенгагеном, а не с Вашингтоном», - констатирует Митрахович.

Всегда можно договориться с немецкими страховщиками и сертификаторами по сопровождению строительства.

«На строительство может наложиться период штормов в Балтийском море, поэтому датский участок достроят уже после их окончания. Это делает высокой вероятность завершения проекта в 2021 году», - заключает Митрахович.

«Академик Черский» и «Фортуна» закроют проблему

Американские санкции заставили «Газпром» самостоятельно достраивать «Северный поток – 2». Ограничения сделали невозможным участие зарубежных компаний – никто из ни не пойдет на получение персональных санкций США.

С конца 2019 года идет дискуссия по «Академику Черскому» и барже «Фортуна», их возможностях по достройке проекта: было ли установлено на них новое оборудование, есть ли у команды квалификация для строительства проекта такой сложности, достаточен ли набор судов, смогут ли они работать в таких условиях, как акватория Балтийского моря. 

«Со стопроцентной уверенностью по возможностям «Академика Черского» и «Фортуны» достроить «Северный поток – 2» не ответят даже в «Газпроме». Просто у российских судов никогда не было опыта по прокладке труб такого диаметра и на такой глубине – она небольшая по меркам мирового океана, но значительная для подобных работ», - резюмирует Митрахович.

Наши суда прошли модернизацию в российских портах, а, возможно, и за пределами России. Объем работ неизвестен: российская сторона - и это правильно - не комментирует ситуацию с «Академиком Черским» и «Фортуной». 

«Северный поток – 2» начали строить, вот мы и посмотрим на объем компетентности «Академика Черского» и «Фортуны», но при помощи Германии и при наличии времени трудности преодолимы», - констатирует Митрахович.

Оставшиеся технические вопросы будут решены в ближайшие месяцы, а сегодня работы начались в немецких водах.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 11.12.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики