Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговые строгости вместо льгот

Налоговые строгости вместо льгот

С 1 января нефтедобывающие компании потеряют ряд налоговых льгот. Какую выгоду это принесет бюджету и как скажется на перспективах отрасли?

В правительстве не раз высказывались о том, что нефтяники пользуются слишком большим количеством льгот, которые не приносят государству ожидаемого результата. Так, в конце прошлого года министр финансов Антон Силуанов говорил, что преференции по налогам не должны становиться лазейками для уклонения от налоговых выплат, и указывал на то, что, несмотря на обилие льгот, нефтегазовые доходы бюджета начали снижаться по сравнению с планом. В июне 2020 года замминистра финансов Алексей Сазанов в интервью Reuters сказал, что введение налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли «было самой большой ошибкой», из-за которой бюджет страны в 2019 году недополучил 219 млрд руб.

А председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко еще в октябре 2019 года выразила мнение, что налоговые послабления, предоставляемые российским нефтяным компаниям, не дают соответствующего прироста инвестиций в отрасль и не снижают зависимость от поставок импортного оборудования. Матвиенко подчеркивала, что льготы являются инвестициями со стороны государства и предоставляться они должны лишь при соответствующей отдаче. В результате осенью Госдума приняла, а президент подписал поправки в Налоговый кодекс, предложенные Минфином и отменяющие ряд налоговых льгот для нефтяников с 1 января 2021 года. По оценкам Антона Силуанова, только в следующем году благодаря отмене льгот бюджет получит допдоходы в размере 260 млрд руб.

За и против

Игроки нефтедобывающей отрасли отреагировали на налоговые перемены крайне негативно. Нефтяники еще в августе направили Владимиру Путину письмо, где указывали, что если НДД будет скорректирован, то добыча на проектах с НДД за десять лет упадет на 340 млн т, инвестиции снизятся на 2,3 трлн.руб., а бюджет недополучит 2,5 трлн.руб. Письмо подписали главы «Роснефти» Игорь Сечин, ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Татнефти» Наиль Маганов и «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, ссылаясь на проект бюджета на 2021 год, рассказал РБК+, что в сумме все поправки по льготам обойдутся нефтяникам в 312 млрд руб. «Сумма пугающая. В следующем году российская нефтяная отрасль окажется сразу под тремя ударами: новый налоговый режим (а отмена льгот означает именно новый налоговый режим, а не какие-то «косметические» изменения, как это иногда преподносится), низкие цены на нефть, которые, очевидно, не восстановятся до докризисных уровней, и снижение добычи в рамках сделки ОПЕК+», — отмечает эксперт.

Руководитель направления фискальной политики консалтинговой компании «Экономик Эксперт групп» Александра Суслина считает, что бюджетный дефицит по итогам текущего года составит около 4,7 трлн.руб. (это примерно 4,5% ВВП). «Бюджетные доходы падают, так как из-за кризиса сильно снизились все налоговые базы, идет снижение по всем источникам доходов, не только по нефтегазовым», — отмечает эксперт. На следующий год проект бюджета предполагает дефицит на уровне около 2,75 трлн.руб. (порядка 2,4% ВВП). Однако Александра Суслина считает, что реальный дефицит бюджета может оказаться больше. «Безусловно, лишение льгот — болезненный момент для нефтяников. Но следует учесть, что бюджет испытывает катастрофическую нехватку доходов. И, чтобы его наполнить, приходится собирать с миру по нитке. И нефтяная отрасль, как самая богатая, в этом случае — первый кандидат. Кроме того, как бы нефтяники ни жаловались, объективно у них есть ресурс для повышения эффективности отрасли за счет снижения собственных неэффективных затрат», — подчеркивает Александра Суслина.

Компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛ отказались комментировать РБК+ отмену льгот. Известно, что первый вице-президент ЛУКОЙЛа Азат Шамсуаров на Тюменском нефтегазовом форуме, проходившем в сентябре, говорил, что частое изменение налогового законодательства может ухудшить маржинальность нефтяного сектора. По его словам, налоговые решения в России «часто принимаются наскоро и не всегда обдуманно» (цитаты по ТАСС). В конце октября Вагит Алекперов заявлял в эфире телеканала «Россия 1», что ужесточение режима НДД негативно скажется на экономических результатах ЛУКОЙЛа и компания может не выйти на докризисные показатели даже к 2023 году.

Глава «Татнефти» Наиль Маганов в беседе с агентством ТАСС в сентябре говорил, что отмена льгот по налогу на добычу сверхвязкой нефти и экспортной пошлине для компании означает около 80 млрд руб. дополнительных налогов в год. По словам гендиректора компании «ИнфоТЭК-терминал», члена комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Рустама Танкаева, правительство России на протяжении последних шести лет систематически повышает налоговую нагрузку на нефтяной сектор, причем критическую границу эта нагрузка перешла в январе 2019 года. «Сейчас уровень налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в РФ — самый высокий в мире. Становятся нерентабельными не только многие проекты, но и государственные программы, такие как программа освоения углеводородных ресурсов Арктики или программа развития Дальнего Востока (последняя вообще была свернута). Поиск и геологоразведка углеводородов на Сахалине остановлены.

Полностью остановлены проекты новых нефтеперерабатывающих предприятий, прекратилось создание новых нефтедобывающих регионов», — говорит эксперт. По его словам, правительство не просчитывает последствия своих действий, давит одновременно на газ и на тормоз: «В результате наша нефтегазовая промышленность не имеет будущего. Когда созданы условия, в которых промышленность существовать не может, она существовать и не будет».

Перспективы отрасли

Смогут ли нефтяники отыграть потерю льгот? Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что «даже сейчас, в период кризиса, «последнюю рубашку» с нефтяников снимать никто не будет». И считает, что, когда коронавирусный кризис будет преодолен, нефтяники с большой вероятностью получат новые преференции, компенсирующие утрату льгот в 2020 году.

Фактически это уже происходит. «Роснефть» получила льготы по Ванкору, «Роснефть» и «Газпром нефть» — по Приобскому месторождению, которое разрабатывают совместно, «Газпром нефть» — по Новопортовскому месторождению, «Татнефть» — по Ромашкинскому месторождению. За проекты по добыче сверхвязкой нефти 12 ноября вступился президент Татарстана Рустам Минниханов. Он предложил включить их в закон о защите и поощрении капиталовложений. В этом случае государство дает гарантию не применять акты, которые могут ухудшить положение инвестора. В первую очередь речь идет о налоговых и регуляторных условиях. Кроме того, предусматривается возможность компенсации затрат на инфраструктуру и процентов по кредитам и облигационным займам.

Что отменили

В соответствии с федеральным законом с 1 января 2021 года отменяются: пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть (сейчас она составляет 10% от полной ставки); льгота по экспортной пошлине для нефти, добытой на 15 месторождениях с особыми физико-техническими характеристиками; пониженная ставка НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%; льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет.

Автор: Алексей Топалов

Источник: РБК+, 15.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики