Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Никто не будет пользоваться украинской ГТС

И. Юшков: Никто не будет пользоваться украинской ГТС

До завершения строительства «Северного потока – 2» осталось примерно полгода. Так считает энергетик Сергей Правосудов.

Первые поставки газа при этом могут начаться уже с середины 2021 года. Так считает ряд российских экспертов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, колумнист Forbes Игорь Юшков в комментарии для «Журналистской правды» оценил вероятность такого сценария.

«Можно согласиться с Правосудовым. Думаю, логика здесь такая. Самое долгое, сколько ещё могут строить – это месяца четыре. Потому что сейчас трубоукладочная баржа «Фортуна» работает на немецком участке. Там всего несколько километров, и я думаю, что она скоро уже закончит строительство этого участка. Там около трёх километров надо проложить. Это мелководный участок. «Фортуна» раньше работала как раз-таки на мелководье. Она строила российский участок СП-2. Для глубоководного, по всей видимости, будет использоваться «Черский».

Конечно, есть вероятность, что «Фортуна» будет работать в датском участке, он глубоководный. Там надо достроить основные участки СП-2. Одна нитка не достроена примерно на 40 км, другая нитка порядка около 70-80 км. Соответственно, «Академик Черский» в среднем укладывает трубы со скоростью примерно по 1 км в сутки. То есть, если он начнёт работать, то где-то 4 месяца, может, больше ему понадобятся.

Думаю, что Правосудов так и прикинул с дополнение неким, потому что «Фортуна» уже работает, а «Академик Черский» ещё не приступил к работам.

Если же они будут работать параллельно, и если «Фортуна» будет укладывать одну нитку, а «Черский» другую, то тогда они справятся за полтора-два месяца. Если по 1 км в сутки будут идти.

Но там надо добавить ещё, что пока они встают на точку, пока будут разворачиваться, плюс к нему подвозят трубы, он останавливается, перегружает с судов снабжения к себе на борт. Поэтому всё равно это довольно продолжительная процедура. То есть можно сказать, что полгода будут строить. Плюс пару месяцев будут пуско-наладочные работы, поэтому вполне возможно, что заработает газопровод не со второго полугодия, а после пуско-наладочных работ – это уже скорее четвёртый квартал 2021 года.

«Газпрому» СП-2 ещё и не нужен в начале года, потому что у него есть обязательства по транзиту газа через Украину. А вот следующую зиму да. Если ежесуточные поставки будут большими, то он сможет дополнительные объёмы гнать не через Украину, где самые высокие тарифы на прокачку, а через СП-2.

В целом всё идёт нормально. Здесь ещё много вопросов возникает по поводу вводу в эксплуатацию. Достаточно будет ли у «Газпрома» всех документов, всех сертификатов, потому что американцы постоянно запугивают европейские компании. И ввод в эксплуатацию будет зависеть не только от «Газпрома». Если достройка полностью зависит от «Газпрома», и он идёт на нарушение санкций, лишь бы достроить СП-2, то ввод в эксплуатацию будет зависеть ещё и от европейцев. Они готовы его эксплуатировать или они испугаются американских санкций? Они будут свои законы исполнять, а по закону они обязаны ввести его в эксплуатацию, или американских санкций будут слушаться? Здесь уже не всё так однозначно, потому что не всё зависеть от России.

Ещё 4 года – 2021, 2022, 2023, 2024 – «Газпром» будет обязан прокачивать через Украину газ. А если не будет прокачивать, то всё равно будет платить за 40 млрд кубов газа в год. Поэтому ещё 4 года мы должны будем эту дань платить. Там условия «качай или плати».

Четыре года Украина точно получит деньги за прокачку 40 миллиардов кубов. А дальше – нет. Я уверен, что никто не будет пользоваться украинской ГТС, потому что это самый затратный маршрут доставки. Они не захотели конкурировать по цене, наоборот, вынудили «Газпром» подписать с ними контракт по очень высокому тарифу. Плюс там очень жёсткие условия: вы не можете перенести даже ежесуточные объёмы. Если сегодня не прокачал весь объём, ты всё равно должен его оплатить. В старом контракте можно было даже на кварталы переносить. Летом надо меньше? Ты меньше качаешь. Зимой надо больше – ты туда перекидываешь. Главное, чтобы за год сходилось. Сейчас такого нет, сейчас очень жёсткий контракт, очень затратный для «Газпрома», очень неудобный.

Плюс система очень старая. Во-первых, возможны аварии, во-вторых, она очень много потребляет энергии. И получается, что углеродный след, который европейцы собираются считать со следующего года для всех товаров, которые выставляются, у российского газа будет очень высокий. Потому что при его транспортировке затрачено много энергии, соответственно, много выбросов парниковых газов. Поэтому даже с точки зрения климата украинская ГТС – это самый вредный маршрут доставки из всех возможных. И самое банальное то, что он более протяжённый, и «Газпром», получается, платит Украине, украинскому оператору ГТС А когда он качается через СП-2, он платит своей же дочерней компании, потому что весь морской участок принадлежит «Газпрому» на 100%. Он сам себе платит! То есть в реальности оплачивает только технические издержки». 

Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Источник: Журналистская правда, 15.12.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики