Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Угольный откат» Китая усилил экспортные позиции России

«Угольный откат» Китая усилил экспортные позиции России

Конфликт Пекина и Канберры усилил позиции российских угольщиков на китайском рынке, заметил ФБА «Экономика сегодня» заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин.

Российская компания «ЭльгаУголь» сообщила, что создала с китайской компанией GH-Shipping совместное предприятие для продвижения угля с Эльгинского месторождения в РФ на внутренний рынок КНР. 

Китайские партнеры займутся таможенным оформлением грузов, взаимодействием с госорганами КНР и поиском потребителей. Новая компания прибавит 5 млрд долларов к суммарному торгово-экономическому обороту РФ и КНР.

Китай конфликтует с Австралией

Контракт является следствием конфликта между Китаем и австралийскими властями. Китайское издание The Global Time сообщило, что Государственный комитет по делам развития и реформам КНР провел совещание с ведущими энергетическими компаниями страны и довел до их сведения, что они могут покупать уголь где угодно за исключением Австралии.

Причина конфликта носит анекдотичный характер. Австралия подыграла Трампу в антикитайской риторике США по причинам пандемии COVID-19, после чего в отношениях Пекина и Канберры случился разлом. Китай ввел заградительные пошлины в отношении австралийских ячменя и вина, а импорт некоторых товаров, включая уголь, запретил в принципе. 

Австралия грозится подать жалобу в ВТО, но решение проблемы может быть только политическим. Во-первых, разбирательства в ВТО длятся годами, а во-вторых, данная организация не заставит Китай изменить свое решение.

России австрало-китайский скандал выгоден, хотя есть вопросы по угольному направлению КНР.

На долю Китая приходится примерно половина мирового угольного потребления, и под это в РФ выстраивают стратегические планы, включая адаптацию железных дорог под экспорт, но в китайской энергетической политике имеются ограничения.

Во-первых, Китай собирается снижать долю угля в энергобалансе, а во-вторых, в мире начал прослеживаться энергопереход, когда в развитых странах собираются отказаться не только от угля (энергоресурса XIX века), но и от нефти с газом. 

У российского угля есть перспективы в Китае

«Китайский интерес к российскому углю зависит от отпускных цен и отношений с Австралией. Китай теоретически может перейти на российский уголь из-за существующего конфликта», – констатирует Луконин.

В 2019 году Австралия заработала на экспорте товаров угольной группы 44 млрд долларов. Первое место у австралийцев занимает Япония с долей в 11,8 млрд долларов, или 26% от экспортных объемов. Показатели Китая скромнее – 9,44 млрд долларов, или 21%.

Если риторика «ЭльгаУголь» верна, то Китай компенсирует 50% австралийских объемов за счет закупок угля в России.

«Китай является емким рынком для российского угля, но доля данного ресурса в китайском энергобалансе снижается. Это касается и суммарных объемов потребления угля», – резюмирует Луконин.

Однако из-за глобальной пандемии в китайской экономике наблюдается некоторый «угольный откат». 

«Китай приостанавливает закрытие устаревших предприятий, хотя в целом Пекин сохранит курс на снижение потребления угля и уменьшение его роли в национальном энергетическом балансе», – заключает Луконин.

Минэнерго РФ сообщает о росте поставок российского угля в Китай в первом полугодии 2020 года на 10%.

Ситуация может стать еще лучше, если Пекин снизит экспортные ограничения, сократит сроки экспертиз и увеличит пропускную способность железных дорог – данные факторы ограничивают поставки российских энергоресурсов.

Перспективы РФ ограничены энергопереходом

Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что по угольному экспорту в КНР существуют ограничения.

«Россия прежде всего поставляет на внешний рынок уголь для металлургической промышленности. Что касается энергетических углей, здесь есть перспективы, однако это сырье теряет свое топливное значение. Китай остается крупнейшим потребителем угля в мире, но постепенно отказывается от данного энергоресурса», – констатирует Перов.

Моментального отказа от угля в мире не произойдет, спрос на него останется, но его доля в глобальной электрогенерации продолжит сокращаться, и это нужно учитывать РФ в стратегическом планировании угольного экспорта. 

«Перспективы у нас есть, но строить долгосрочные планы уже поздно», – заключает Перов.

В последние годы в РФ возник запрос на усовершенствование транспортной инфраструктуры для доставки угля в страны Юго-Восточной Азии. Для этого планируется оптимизировать Транссиб и улучшить ситуацию в портах Дальнего Востока.

Данный тренд начался после снижения экспорта российского угля в европейском направлении.

«В Пекине заявляли о намерении достигнуть нулевого выброса углерода к 2060 году. Эти планы ставят жирный крест на росте потребления угля в Китае где-то к 2030 году. Аналогичная история происходит с другими странами. Процесс вызван углеродной повесткой, которая сегодня довлеет над мировой экономикой», – резюмирует Перов.

Про этот момент нельзя забывать при выстраивании российских угольных планов. 

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.12.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики