Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Угольный откат» Китая усилил экспортные позиции России

«Угольный откат» Китая усилил экспортные позиции России

Конфликт Пекина и Канберры усилил позиции российских угольщиков на китайском рынке, заметил ФБА «Экономика сегодня» заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин.

Российская компания «ЭльгаУголь» сообщила, что создала с китайской компанией GH-Shipping совместное предприятие для продвижения угля с Эльгинского месторождения в РФ на внутренний рынок КНР. 

Китайские партнеры займутся таможенным оформлением грузов, взаимодействием с госорганами КНР и поиском потребителей. Новая компания прибавит 5 млрд долларов к суммарному торгово-экономическому обороту РФ и КНР.

Китай конфликтует с Австралией

Контракт является следствием конфликта между Китаем и австралийскими властями. Китайское издание The Global Time сообщило, что Государственный комитет по делам развития и реформам КНР провел совещание с ведущими энергетическими компаниями страны и довел до их сведения, что они могут покупать уголь где угодно за исключением Австралии.

Причина конфликта носит анекдотичный характер. Австралия подыграла Трампу в антикитайской риторике США по причинам пандемии COVID-19, после чего в отношениях Пекина и Канберры случился разлом. Китай ввел заградительные пошлины в отношении австралийских ячменя и вина, а импорт некоторых товаров, включая уголь, запретил в принципе. 

Австралия грозится подать жалобу в ВТО, но решение проблемы может быть только политическим. Во-первых, разбирательства в ВТО длятся годами, а во-вторых, данная организация не заставит Китай изменить свое решение.

России австрало-китайский скандал выгоден, хотя есть вопросы по угольному направлению КНР.

На долю Китая приходится примерно половина мирового угольного потребления, и под это в РФ выстраивают стратегические планы, включая адаптацию железных дорог под экспорт, но в китайской энергетической политике имеются ограничения.

Во-первых, Китай собирается снижать долю угля в энергобалансе, а во-вторых, в мире начал прослеживаться энергопереход, когда в развитых странах собираются отказаться не только от угля (энергоресурса XIX века), но и от нефти с газом. 

У российского угля есть перспективы в Китае

«Китайский интерес к российскому углю зависит от отпускных цен и отношений с Австралией. Китай теоретически может перейти на российский уголь из-за существующего конфликта», – констатирует Луконин.

В 2019 году Австралия заработала на экспорте товаров угольной группы 44 млрд долларов. Первое место у австралийцев занимает Япония с долей в 11,8 млрд долларов, или 26% от экспортных объемов. Показатели Китая скромнее – 9,44 млрд долларов, или 21%.

Если риторика «ЭльгаУголь» верна, то Китай компенсирует 50% австралийских объемов за счет закупок угля в России.

«Китай является емким рынком для российского угля, но доля данного ресурса в китайском энергобалансе снижается. Это касается и суммарных объемов потребления угля», – резюмирует Луконин.

Однако из-за глобальной пандемии в китайской экономике наблюдается некоторый «угольный откат». 

«Китай приостанавливает закрытие устаревших предприятий, хотя в целом Пекин сохранит курс на снижение потребления угля и уменьшение его роли в национальном энергетическом балансе», – заключает Луконин.

Минэнерго РФ сообщает о росте поставок российского угля в Китай в первом полугодии 2020 года на 10%.

Ситуация может стать еще лучше, если Пекин снизит экспортные ограничения, сократит сроки экспертиз и увеличит пропускную способность железных дорог – данные факторы ограничивают поставки российских энергоресурсов.

Перспективы РФ ограничены энергопереходом

Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что по угольному экспорту в КНР существуют ограничения.

«Россия прежде всего поставляет на внешний рынок уголь для металлургической промышленности. Что касается энергетических углей, здесь есть перспективы, однако это сырье теряет свое топливное значение. Китай остается крупнейшим потребителем угля в мире, но постепенно отказывается от данного энергоресурса», – констатирует Перов.

Моментального отказа от угля в мире не произойдет, спрос на него останется, но его доля в глобальной электрогенерации продолжит сокращаться, и это нужно учитывать РФ в стратегическом планировании угольного экспорта. 

«Перспективы у нас есть, но строить долгосрочные планы уже поздно», – заключает Перов.

В последние годы в РФ возник запрос на усовершенствование транспортной инфраструктуры для доставки угля в страны Юго-Восточной Азии. Для этого планируется оптимизировать Транссиб и улучшить ситуацию в портах Дальнего Востока.

Данный тренд начался после снижения экспорта российского угля в европейском направлении.

«В Пекине заявляли о намерении достигнуть нулевого выброса углерода к 2060 году. Эти планы ставят жирный крест на росте потребления угля в Китае где-то к 2030 году. Аналогичная история происходит с другими странами. Процесс вызван углеродной повесткой, которая сегодня довлеет над мировой экономикой», – резюмирует Перов.

Про этот момент нельзя забывать при выстраивании российских угольных планов. 

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.12.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики