Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему более зелёная экономика вряд ли станет более справедливой

Почему более зелёная экономика вряд ли станет более справедливой

Европейский союз официально провозгласил своей целью снижение выбросов парниковых газов до нуля к 2050 году. В ближайшие годы будет реализовываться масштабный проект, в рамках которого компании, внедряющие зелёные технологии, смогут рассчитывать на многомиллиардные субсидии, а тех, кто не будет соблюдать ужесточающиеся экологические требования, ждут убытки и потеря рынка. Тому, как зелёная повестка отразится на бизнесе, посвящена вторая часть проекта клуба «Валдай» «Климат и политика».

В 2007–2008 годах в политическом лексиконе Америки появилось словосочетание «зелёный новый курс» (Green New Deal). Подобно тому, как Новый курс президента Рузвельта оживил экономику США после Великой депрессии, Зелёный новый курс должен был ответить на вызовы, стоящие перед миром в контексте климатических изменений. Дискуссия о нём возобновилась с новой силой спустя десятилетие, когда в Демократической партии начало формироваться «зелёное крыло». В феврале 2019 года в Сенат был направлен проект резолюции о Зелёном новом курсе, предусматривавший сведение к нулю выбросов парниковых газов американской экономикой в течение десяти лет. Основными мерами, способствующими достижению этой цели, должны были стать отказ от ископаемого топлива и повышение ресурсоэффективности. Хотя идеи резолюции получили поддержку со стороны ряда видных демократов, голосование в Сенате стало тяжёлым поражением его инициаторов. Стало очевидно: в Америке время для Зелёного нового курса ещё не настало – даже на уровне деклараций.

Тем временем в Европе позиции «зелёных» продолжали укрепляться. В мае того же 2019 года они достигли впечатляющего успеха на выборах в Европарламент. Избранная в июле главой Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сделала климатическую повестку своим приоритетом. Документ под названием The European Green Deal был обнародован 11 декабря, через десять дней после её вступления в должность. Объявленная цель – переход к климатической нейтральности, то есть к чистым нулевым выбросам (net zero emissions) парниковых газов к 2050 году. Идти к ней Евросоюз будет, переводя генерацию электричества на возобновляемые источники топлива, повышая энергоэффективность жилья и создавая «умную инфраструктуру». Цена вопроса – триллион евро в первые десять лет. Символическое значение – ЕС заявляет о себе как о глобальном лидере в области продвижения климатической повестки и задаёт новые стандарты взаимодействия государства, бизнеса и общества в борьбе с изменением климата.

"Борьба с глобальным потеплением оправдывает гигантские субсидии на новый энергопереход . Кроме того, это даёт обоснование для введения климатических сборов с импортируемых в ЕС товаров. Все, увы, просто и цинично".

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности 

Речь идёт, однако, не только и не столько о климате как таковом. Действительно, по объёму выбросов парниковых газов ЕС входит в тройку мировых лидеров, однако доля Китая, занимающего первое место, в три раза больше, чем доля ЕС, а Соединённых Штатов – в полтора. Даже если Европа станет климатически нейтральной, она не остановит изменение климата в одиночку при отсутствии аналогичных программ в других промышленно развитых странах. Зато произойдёт коренная перестройка европейской экономики, в результате которой кто-то выиграет, а кто-то – проиграет. Она коснётся не только европейских стран, но и всех без исключения партнёров ЕС. С точки зрения России, наиболее актуально грядущее изменение правил игры для поставщиков углеводородов: фактически европейский Зелёный курс – это объявление войны ископаемому топливу. Однако под прицелом оказываются любые товары, производство которых не соответствует климатическим стандартам ЕС. А это уже заявка на серьёзный передел рынков и ужесточение конкурентной борьбы. Логично предположить, что Европа, используя климатическую повестку, надеется усилить свои позиции на мировых рынках по отношению к США и Китаю.

«Новая “зелёная волна” в Европе имеет под собой вполне прагматичные причины, – говорит эксперт клуба «Валдай» Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности. – Борьба с глобальным потеплением оправдывает гигантские субсидии на новый энергопереход . Кроме того, это даёт обоснование для введения климатических сборов с импортируемых в ЕС товаров. Все, увы, просто и цинично. Компании, которые активно лоббируют тему энергоперехода, очень рассчитывают на получение государственных или иных субсидий в рамках этого мегапроекта». Коллега Симонова Алексей Гривач добавляет: «Политика декарбонизации в ЕС – это попытка защитить свою конкурентоспособность в условиях истощения запасов традиционных энергоресурсов в Европе и, соответственно, роста зависимости от импорта. Но с точки зрения поставщиков углеводородов, это является инструментом искусственного ограничения конкуренции, так как зелёные технологии получают колоссальное субсидирование, в том числе за счёт налогообложения традиционных энергоносителей».

Зелёная повестка уже давно стала частью бизнеса, поэтому провозглашение Зелёного нового курса не застало европейские компании врасплох. Активное внедрение зелёных технологий обусловлено как ужесточающимися требованиями регуляторов и банков, которые начинают сокращать или даже прекращать финансирование недостаточно зелёных компаний, так и изменением менталитета потребителей. Компании борются за новые ниши на рынке через имидж или позиционирование новых продуктов, которые ориентированы на потребителей, готовых платить «зелёную премию к цене», объясняет Гривач. Для нового поколения вопросы устойчивого развития и охраны окружающей среды выходят на первый план и игнорировать их просто нельзя.

Источник: Валдай, 15.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики