Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выяснились подробности достройки «Северного потока - 2»: эксперты осторожничают

Выяснились подробности достройки «Северного потока - 2»: эксперты осторожничают

На введение в эксплуатацию газопровода потребуется год

В истории с завершением строительства «Северного потока-2» (СП-2) наконец-то наступила техническая ясность. Баржа «Фортуна» 15 января 2021 года приступит к укладке труб по двум параллельным веткам газопровода в исключительной экономической зоне Дании, сообщило Морское управление этой страны. По оценкам аналитиков, работы займут три–пять месяцев, если процессу не помешают новые санкции США и зимние шторма на Балтике. Еще месяца два уйдет на пусконаладочные мероприятия. Однако об окончательном успехе проекта речи нет: достроить СП-2 еще не значит, что его удастся ввести в эксплуатацию в полном объеме.

«Фортуне» будут помогать два судна обеспечения — «Мурман» и «Балтийский исследователь». Участок протяженностью 147 километров, на котором с января предстоит уложить трубы, пролегает к югу от датского острова Борнхольм и должен быть состыкован с другой секцией — со стороны Германии. До конца 2020 года «Фортуна» завершит работы в исключительной экономической зоне Германии, на участке в 2,6 километра. Затем начнется строительство последнего отрезка СП-2 в водах Дании. На это может уйти более трех месяцев, поскольку «Фортуна» укладывает трубы достаточно медленно, со скоростью 1,5 км/день.

Разрешение на достройку и эксплуатацию газопровода в своей экономической зоне Дания выдала еще 1 октября. Ранее она смягчила требования к проекту, разрешив судам с якорным позиционированием (а «Фортуна» относится именно к такому типу) участвовать в работах. Вокруг судов будет создана временная запрещенная для мореплавания зона — по 200 метров с каждой стороны рабочей полосы, говорится в сообщении датского Морского управления. Принципиальный момент: прошедший модернизацию трубоукладчик с динамической системой позиционирования «Академик Черский», на который «Газпром» возлагал основные надежды, оказался пока не у дел.

И хотя американские санкции в отношении СП-2 никто не отменял, «Газпром» явно настроен сделать все от него зависящее, чтобы поставить точку в работах, выполненных на данный момент более чем на 90%, рассуждает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Понятно, что «Фортуна» будет продвигаться довольно медленно, поскольку этой барже (в отличие от «Академика Черского»), чтобы укладывать нитку и сваривать ее сегменты, приходится постоянно ставить якоря. Кроме того, море в это время неспокойно. По прогнозам эксперта, работать в датских водах судно будет от трех до пяти месяцев, потом еще пару месяцев продлятся испытания, еще месяцев пять–семь понадобится на разного рода юридические и технические согласования в ЕС. Получается, что реальное функционирование газопровода может начаться лишь где-то через год.

В принципе, особо торопиться «Газпрому» сейчас уже некуда: вот если бы «Северный поток-2» был достроен до начала 2020 года, тогда можно было не подписывать новый пятилетний транзитный договор с Украиной. По нему мы обязаны прокачать в текущем году 65 млрд кубометров газа, в следующем — 40 млрд.

На новые санкционные законопроекты, готовящиеся в США, сегодня оглядываются, скорее, европейцы, нежели «Газпром». Речь в них идет уже не о строительстве (как в прошлогоднем документе), а об обслуживании и вводе в эксплуатацию СП-2, напоминает Юшков. И тут все будет зависеть от того, как поведут себя европейские функционеры: не испугаются ли санкций Вашингтона, насколько они самостоятельны в своих действиях, готовы ли выдавать «Газпрому» все необходимые бумаги. К слову, «Северный поток-2» предназначен не только для немецкого рынка: газ пойдет транзитом через Германию вплоть до Австрии, в газораспределительный центр в Баумгартнере.

Что касается «Газпрома», то ему предстоит решить другой непростой вопрос: как вывести СП-2 из-под действия третьего энергопакета ЕС. Формально это комплекс антимонопольных мер, которые касаются морской части газопровода и запрещают одному поставщику загружать более 50% мощности трубы. В случае с СП-2, это 27,5 млрд кубометров из проектных 55 млрд. Пока есть намеки на то, что «Газпром» вместе с немцами хочет придать «Северному потоку-2» статус климатически важного для Европы проекта и тем самым обойти ограничение со стороны ЕС, рассказывает Юшков.

Конечно, «Академик Черский» мог бы серьезно ускорить процесс строительства, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Но с ним, по словам эксперта, есть загвоздка в сертификации оборудования и работ, поскольку норвежская компания-сертификатор СП-2 отстранилась от этого, опасаясь американских санкций. И пока российский трубоукладчик не получил необходимой документации для продолжения работ на объекте в полном объеме. Нужно дождаться дополнительной информации из Копенгагена, когда судно прибудет в датские воды и присоединится к «Фортуне».

Между тем, сухопутная часть СП-2 уже построена и полностью готова к вводу. Об этом сообщила генеральный директор «Газпромэкспорта» Елена Бурмистрова.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 23.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики