Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Российско-белорусский газовый конфликт

Российско-белорусский газовый конфликт

Обстановка на «белорусском фронте» российской энергетической политики продолжает накаляться, а стороны поднимают ставки в игре, пытаясь победить в войне нервов. С российской стороны сначала последовало ограничение поставок газа в «Союзную республику» на 15%, затем на 30%, теперь же «Газпром» оказывается на грани отключения до 85% поставляемого «голубого топлива», что почти равнозначно полной остановке транзита. Тем более что белорусский президент Александр Лукашенко сам подталкивает российскую газовую монополию к подобным шагам, отдавая распоряжения о блокировке транзита со своей стороны. Минск уже уведомил Москву о начале отбора транзитного газа.

При этом белорусскую сторону не останавливает тот факт, что транзитная труба «Ямал-Европа» вообще-то принадлежит «Газпрому, который и имеет все права на управлению данной магистралью. Без внимания в Минске остается и тот аргумент, что при наличии долга «Газпрома» за транзит российского газа по белорусской территории (о чем заявляют в столице «братской республики») информацию о нем следовало бы обнародовать гораздо раньше и публично. Теперь же возникает впечатление, что долг «Газпрома» (точнее, его объем в размере $260 млн) был просто «придуман» в Минске за пару дней для предъявления России хоть каких-то «материальных» аргументов.

Однако и без них в реальности позиции Белоруссии в «войне нервов» вполне сильны. Например, Лукашенко в любой момент может прибегнуть к своему излюбленному оружию – шантажу Москвы возможностью мобилизации белорусского общественного мнения на антироссийской («антимосковской») почве. Как показала практика, к этому оружию были чувствительны все постсоветские лидеры РФ. Эффективны были и угрозы Минска заморозить военное сотрудничество с Москвой – этот тезис идеально ложился на антизападно настроенное большинство общественного мнения в России, к тому же поддерживаемое немалой частью СМИ. В этих условиях представителям российского правящего «тандема» будет очень сложно сделать публичное заявление, например, об отсутствии жизненной необходимости в плотном военном сотрудничестве с Белоруссией. А раз так, то пафосные аргументы из Минска о «рисках потери Россией ключевого и сверхвостребованного военного союзника» по-прежнему будут иметь нужный эффект и приводить к уступкам в совсем иных, чем военно-техническое сотрудничество, сферах. Например, в газовой.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики