Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Российско-белорусский газовый конфликт

Российско-белорусский газовый конфликт

Обстановка на «белорусском фронте» российской энергетической политики продолжает накаляться, а стороны поднимают ставки в игре, пытаясь победить в войне нервов. С российской стороны сначала последовало ограничение поставок газа в «Союзную республику» на 15%, затем на 30%, теперь же «Газпром» оказывается на грани отключения до 85% поставляемого «голубого топлива», что почти равнозначно полной остановке транзита. Тем более что белорусский президент Александр Лукашенко сам подталкивает российскую газовую монополию к подобным шагам, отдавая распоряжения о блокировке транзита со своей стороны. Минск уже уведомил Москву о начале отбора транзитного газа.

При этом белорусскую сторону не останавливает тот факт, что транзитная труба «Ямал-Европа» вообще-то принадлежит «Газпрому, который и имеет все права на управлению данной магистралью. Без внимания в Минске остается и тот аргумент, что при наличии долга «Газпрома» за транзит российского газа по белорусской территории (о чем заявляют в столице «братской республики») информацию о нем следовало бы обнародовать гораздо раньше и публично. Теперь же возникает впечатление, что долг «Газпрома» (точнее, его объем в размере $260 млн) был просто «придуман» в Минске за пару дней для предъявления России хоть каких-то «материальных» аргументов.

Однако и без них в реальности позиции Белоруссии в «войне нервов» вполне сильны. Например, Лукашенко в любой момент может прибегнуть к своему излюбленному оружию – шантажу Москвы возможностью мобилизации белорусского общественного мнения на антироссийской («антимосковской») почве. Как показала практика, к этому оружию были чувствительны все постсоветские лидеры РФ. Эффективны были и угрозы Минска заморозить военное сотрудничество с Москвой – этот тезис идеально ложился на антизападно настроенное большинство общественного мнения в России, к тому же поддерживаемое немалой частью СМИ. В этих условиях представителям российского правящего «тандема» будет очень сложно сделать публичное заявление, например, об отсутствии жизненной необходимости в плотном военном сотрудничестве с Белоруссией. А раз так, то пафосные аргументы из Минска о «рисках потери Россией ключевого и сверхвостребованного военного союзника» по-прежнему будут иметь нужный эффект и приводить к уступкам в совсем иных, чем военно-техническое сотрудничество, сферах. Например, в газовой.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики