Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Вкусный" СПГ России: аппетит Литвы будет только расти

"Вкусный" СПГ России: аппетит Литвы будет только расти

Будущее литовского импорта сжиженного газа – это поставки из России. Цена на углеводороды от "агрессора" будет привлекательнее, чем у других поставщиков.

Литовский СПГ-терминал принимает очередную партию сжиженного газа из России. По данным marinetraffic.com, танкер Coral Favia пришел в Клайпеду из Высоцка (Ленинградская область РФ), доставив 10 тысяч кубометров СПГ.

Это судно, транспортирующее в Прибалтику российский газ, стало уже привычным гостем в литовской морской гавани. Только за первые 40 дней 2020 года танкер доставил в Independence пять партий сжиженного газа. С весны этого года такие партии стали регулярными.

И данная тенденция только укрепляется. Нынешняя партия в 10 тысяч кубометров газа – уже третья по счету в этом месяце.

Многие СМИ, в том числе и балтийские, неоднократно иронизировали по поводу провалившейся стратегии Литвы, как и ее соседей, по "освобождению от российского газа".

А чей СПГ балтийские страны будут закупать в ближайшие год-два и даже через 10–15 лет?

В последние годы крупнейшими поставщиками сжиженного газа в Европу являются Катар, Россия и США. Если мы говорим о конкретно балтийском рынке, то можно добавить еще и Норвегию. Напомним, одно из условий использования СПГ-терминала в Клайпеде, за который Литва платит скандинавской стране ежегодную аренду в 60 млн евро, – это обязательство выкупать (нравится цена или нет – неважно) у Норвегии не менее четырех партий СПГ в год (около 550 тысяч кубометров газа).

Но вот незадача – поставки из западных и ближневосточных стран, как правило, дороже российских. Американский газ так и не стал главным продуктом импорта для литовского терминала Independence в Клайпеде. А учитывая политику нового главы Белого дома Джо Байдена по поддержке "зеленой энергетики", вряд ли СПГ из США будет дешевле, чем сейчас (как бы не стал дороже).

Углеводороды из Катара вообще никогда не отличались выгодной ценой для Прибалтики по сравнению с другими поставщиками. То же можно сказать и про Норвегию – в Литве неоднократно поднимался вопрос о снижении импорта СПГ из скандинавской страны.

В подобных условиях напрашивается неприятный для стран Балтии вопрос: а не станет ли в будущем главным поставщиком со всех сторон выгодного СПГ именно и только Россия?

Продавцы газа есть, но выбрать некого

Нужно признать, что Норвегия, хоть и старается придерживаться "зеленого курса" в энергетике и производстве, все же не готова, как Дания, полностью отказаться от добычи углеводородов к 2050 году. В 2019 году национальный бюджет Норвегии составил 210 млрд долларов, из которых 60 млрд пришлось на доходы от продажи за рубеж нефти, газа и продуктов их перегонки.

Вряд ли скандинавская страна в ближайшие годы сможет безболезненно отказаться от 30% доходов своего бюджета. Это значит, что ее СПГ-поставки в Прибалтику продолжатся. Но щекотливость вопроса цены на норвежский сжиженный газ для Литвы и ее соседей остается.

Плавучую регазификационную установку Independence лишь условно можно называть литовской, поскольку де-юре владеет платформой норвежская компания Hoegh LNG. Литовское госпредприятие-оператор терминала СПГ Klaipėdos nafta платит за аренду этого судна около 60 млн евро в год. Главными потребителями "голубого топлива", который Independence производит из сжиженного газа, являются литовский завод по производству химических удобрений Achema и сырьевой трейдер Imlitex, работающий по всей Прибалтике. И обязанность ежегодно выкупать норвежский СПГ эти предприятия не радует.

"Из всех денег, собранных в этом году с потребителя, 25–35 млн евро у литовской группы госкомпаний Ignitis ушло на возмещение убытков от коммерчески неудачного контракта с норвежским поставщиком газа Equinor, условия которого не разглашаются", – заявил в декабре гендиректор литовского концерна Achema Рамунас Миляускас.

С катарским газом, видимо, все еще хуже. В 2020 году ни от литовских политиков, ни от представителей группы госкомпаний Ignitis grupė информации об импорте сжиженного газа из ближневосточной страны не поступало. То ли цена у Катара не слишком невыгодная, то ли сама монархия не видит в Прибалтике серьезных перспектив и хорошего заработка.

С поставками из США все тоже плохо. Да, отгрузка американского СПГ из танкеров производится в больших объемах (от 150 тысяч кубометров), чем в случае с кораблем, который доставляет российский газ. Но поставки американского сжиженного газа так и не стали регулярными. Первая партия из США была доставлена в Independence лишь в 2017 году (литовский терминал заработал в 2014 году – прим. автора), и за весь прошедший период с того времени Литва получила всего 11 партий СПГ из Соединенных Штатов.

Важно отметить, что с приходом новой администрации Джо Байдена ситуация, скорее всего, не улучшится. Наоборот, новый президент США намерен вернуть свою страну в Парижское соглашение по климату и в ближайшие десятилетия всячески помогать именно "зеленой энергетике". А это значит, добыча сланцевой нефти и газа в США не получит той поддержки от государства и банков, какая была при Дональде Трампе в последние годы.

Очевидно, что в таких условиях ни о каком снижении цены на американский СПГ, чтобы он смог конкурировать с российским, не может идти и речи.

Русофобия важна, но дешевый газ важнее

Всего за 2020 год Independence принял около 420 тысяч кубометров американского газа и около 520 тысяч кубометров норвежского СПГ – почти миллион кубов. При этом всего за 2020 год Independence принял 33 газовоза, которые отгрузили ему в целом 3,5 млн кубометров СПГ (на 1,3 млн больше, чем в 2019 году). Если миллион кубов СПГ – это поставки из США и Норвегии, то кто обеспечил Литве остальные два с лишним миллиона кубометров газа?

Учитывая, что с весны нынешнего года российский "Новатэк" на регулярной основе доставляет сжиженный газ из порта "Высоцк" в Литву, ответ очевиден.

Подведем итоги. Импорт из Норвегии, как показали последние шесть лет, для балтийской страны – удовольствие дорогое. Закупать газ у Катара и США, пусть и на регулярной основе, также невыгодно. Повестка "зеленой энергетики" надежды на снижение цены не оставляет в принципе. Отсюда вопрос: у кого же больше всего перспектив стать для Литвы важнейшим СПГ-поставщиком?

Себестоимость сжижения газа на СПГ-заводах, принадлежащих российской компании "Новатэк", одна из самых низких в мире. Более того, кроме уже работающего проекта "Ямал СПГ" через несколько лет заработает и "Арктик СПГ–2". Правительство РФ и компании нефтегазовой отрасли все больше вкладывают в модернизацию и строительство транспортной инфраструктуры Северного морского пути, включая и увеличение ледокольного флота.

В России СПГ будет много, и его цена для импортеров сжиженного газа, включая Литву, всегда сохранит свою привлекательность.

Конечно, все это сильно противоречит известной риторике балтийской страны, для которой русофобия – фундаментальная составляющая внутренней и внешней политики. Именно поэтому литовские чиновники и пресса стараются не афишировать, а точнее, вообще замалчивать факты закупок СПГ у Российской Федерации. Более того, никто в информационном поле Балтии не хочет даже поднимать тему о перспективах импорта сжиженного газа из России.

А тема эта – даже очень серьезная

"2019 и 2020 годы для рынка углеводородов оказались довольно уникальными, из-за чего американский СПГ в Европе далеко не всегда выигрывал по цене. В какой-то момент он даже был дороже, чем у других экспортеров, на Пиренейском полуострове. Сейчас ситуация не лучше", – констатировал в беседе с Baltnews заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности РФ Алексей Гривач.

"Цена на Henry Hub (центр спотовой и фьючерсной торговли природным газом в США – прим. Baltnews) подросла. В 2021 году она, скорее всего, будет выше, чем в нынешнем. Это значит, что для Литвы выгода от покупки американского СПГ будет еще меньше. А вот стоимость сниженного газа, идущего в Балтию из российского среднетоннажного завода по производству СПГ в Высоцке, вполне привлекательная", – отметил Гривач.

Он подчеркнул, что "Криогаз-Высоцк" вообще для того и создавался, чтобы продвигать СПГ в Балтийский регион и дальше в Европу. Эксперт добавил, что "Газпром" также планирует построить в Ленинградской области свой СПГ-терминал.

По словам эксперта, "вовсе необязательно доставлять СПГ из Ямала", когда можно "просто закачивать в заводы по регазификации в Ленинградской области обычный газ из трубопроводов, а уже потом в виде СПГ отправлять энергоноситель покупателю". Все это еще больше сократит расходы на логистику, а значит и цену самого продукта.

"Более того, "голубое топливо", которое закачивается из единой российской газотранспортной системы, субсидируется, что опять-таки делает конечную цену СПГ из Высоцка, а в будущем и из нового завода регазификации "Газпрома", достаточно дешевым, причем не только для Литвы, но и для ее соседей", – подытожил специалист.

Автор: Илья Круглей

Источник: Baltnews.lt, 25.12.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики