Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: судя по тому, что договорились и по нефти, и по газу, Минск смирился с действительностью

Эксперт: судя по тому, что договорились и по нефти, и по газу, Минск смирился с действительностью

Отсутствие межбюджетного трансферта из российского бюджета для оплаты премий российским нефтяникам означает, что стороны продолжат в 2021 году переговоры о том, как Беларуси прийти к правилам игры, которые существуют на российском нефтяном рынке. Такое мнение в комментарии OL высказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Эксперт согласился с тем, что до сих пор не ясно, будет ли Беларусь платить премию российским нефтяным компаниям за нефть в 2021 году или нет.

Условия договоренностей с российскими нефтяниками, достигнутые в феврале, были непонятны. Налоговая нагрузка для российских добывающих компаний возрастала, они на скважине платили больше налогов, соответственно, и для покупателей цену подняли. Белорусская сторона настаивала на том, что нефтекомпании должны взять на себя нагрузку, которую несет новый шаг налогового маневра. Потом появилась информация, что посредником между коммерческими субъектами станет государство, появится межбюджетный трансферт, подробности которого никто не пояснил.

"Возможно, это договоренность о том, что белорусские субъекты платят полную цену, как хотели российские компании, но им разницу в цене между желаемой ценой и реальной возвращает российское государство, но тогда непонятно, при чем здесь межбюджетные отношения. Получается, что и белорусский бюджет что-то платит, а российский — ему компенсирует", — предполагает эксперт.

Судя по тому, что стороны договорились и по нефти, и по газу, Минск смирился с действительностью: налоговый маневр продолжается, он вынуждает нефтяные компании повышать цены, и каждый год стоимость российской нефти для Беларуси приближается к мировой, добавляет Юшков.

При этом очевидно, что в 2021 году российская нефть для Беларуси будет дешевле, чем любая другая уже на стадии покупки, не говоря о доставке. К 2024 году, когда завершится налоговый маневр, если не будут приняты управленческие решения по поводу компенсации, распространения демпфирующей надбавки на белорусские НПЗ, то на стадии покупки нефти она будет стоить столько же, сколько стоит на мировом рынке. Разница будет только в стоимости логистики. Российская нефть будет оставаться более выгодной из-за более дешевой доставки.

"Будет ли этот вопрос решаться в 2021 году, сказать сложно. Думаю, что договоренность такая: в налоговом маневре делаем очередной шаг с 1 января, вторая часть договоренности, которая не была озвучена, — стороны продолжат переговоры в 2021 году о том, как Беларуси прийти к правилам игры, которые существуют на российском рынке. Это значит, что предстоит продолжить интеграцию таким образом, чтобы к 2024 году получить не мировую цену, а внутрироссийскую. Думаю, что именно такое решение на 2021 год принято", — уверен Юшков.

Отвечая на вопрос, как отсутствие межбюджетного трансферта повлияет на стоимость продукции и финрезультаты белорусских НПЗ, эксперт предположил, что для них следующий этап налогового маневра пройдет негативно.

"Для Беларуси сейчас просматриваются две выгоды: страна покупает нефть в объеме 18 млн т, из них 6 млн т идут для переработки и поставки топлива на внутренний рынок, а 12 млн т — для переработки с целью экспорта. Примерно 11 млн т топлива белорусские компании могут пристроить на внешних рынках по более низким ценам, поскольку возможна скидка, которую не могут дать европейские заводы, закупающие нефть по мировым ценам. Благодаря прибыли от экспортного направления появляется возможность субсидировать цены на топливо на внутреннем рынке".

Если в белорусско-российских отношениях ничего не происходит и цена на нефть вырастает до мировых уровней, то встает вопрос рентабельной работы белорусских НПЗ, подчеркивает эксперт. В этой ситуации будут ли НПЗ нуждаться в 12 млн т нефти для экспортных продуктов или нет? Может быть, Беларусь сократит тогда закупки нефти?

"Думаю, этот вопрос Минск ставит перед Москвой. Но если не будет привычного экспорта нефтепродуктов, как тогда субсидировать цену топлива на внутреннем рынке? Для всех отраслей белорусской экономики это будет негативом. Стоимость нефтепродуктов закладывается в цену всех белорусских товаров. Поэтому в 2021 году дискуссия о ценах на нефть продолжится".

Будут ли белорусские НПЗ конкурентоспособными в сравнении с российскими при отсутствии межбюджетного трансферта на покупку нефти?

"Будут, сейчас нефть на входе в Беларусь продается российскими компаниями не по мировой цене, а ниже, так как нет экспортной пошлины. Российские же НПЗ имеют демпфирующую надбавку, работая на внутренний рынок. Если мы говорим о перспективах поставок белорусских нефтепродуктов на российский рынок, то здесь они конкуренцию не выиграют.Традиционно белорусские нефтепродукты идут в Украину, Польшу, Латвию и крупные хабы — в Нидерландах, Великобритании. На этих рынках до 2024 года белорусские НПЗ могут быть конкурентоспособными в сравнении с местной переработкой".

Напомним, механизм межбюджетного трансферта министерствами финансов Беларуси и России был утвержден летом 2020 года. Он предполагал умножение части суммы компенсируемой премии поставщикам нефти на фактический объем поставок сырья.

Как сообщалось, российские нефтекомпании получают компенсации после их поступления из белорусского бюджета в российский.

Премии российским нефтяникам в 2020 году составят $4,7 с тонны нефти. Выплату части премии брал на себя российский бюджет.

В 2019 году размер премии в цене нефти, поставлявшейся в Беларусь, составлял $11,7 за тонну.

Источник: Office Life, 29.12.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики