Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2»: Достроить — не значит использовать

«Северный поток-2»: Достроить — не значит использовать

Даже если газопровод удастся завершить в 2021 году, США могут наложить санкции на его эксплуатацию

Участок газопровода «Северный поток-2» в исключительной экономической зоне Германии удалось достроить до Нового года. Длина участка составила 2,6 км. Теперь для успешного завершения строительства осталось продолжить участок длиной более 100 км в датской экономической зоне.

Прокладку немецкого участка вела баржа «Фортуна». В датской экономической зоне работы будет вести то же судно, а также вспомогательные корабли «Мурман» и «Балтийский исследователь». Так как на российских судах нет динамического позиционирования, Дания дала дополнительное добро на использование судов с якорным позиционированием. Работы можно будет начать с 15 января.

Заместитель председателя правительства РФ Александр Новак 28 декабря сообщил о том, что находится в высокой степени готовности и выразил уверенность, что он будет достроен. В то же время, глава ведомства признал, что новые американские санкции могут создать для его реализации дополнительные проблемы.

«Конечно, нужно будет как-то подстраиваться, если такие будут приниматься меры со стороны стран, которые пытаются остановить реализацию таких проектов», — сказал замглавы Кабмина.

Министр иностранных дел Хайко Маас заявил, что Берлин не намерен идти на ступки в споре с США по поводу газопровода даже после предстоящей смены власти в Белом доме.

Несмотря на то, что газопровод «Северный поток-2» достроен уже на 94%, в 2021 его ждут старые и новые трудности. Это как санкции США, препятствующие строительству, так и новые ограничения, которые могут коснуться его эксплуатации. Это значит, что даже если газопровод будет достроен, с его использованием могут возникнуть серьезные проблемы.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал, что на завершение строительства уйдет от трех до пяти месяцев и напомнил, что даже после ввода проекта в эксплуатацию придется решать вопрос с его максимальным наполнением.

— Сейчас нужно определиться, как строить датский участок — двумя судами или одним. Если двумя, «Фортуна» может пойти по короткой нитке, где осталось достроить 40 километров, а «Академик Черский» — по более протяженной длиной около 80 км. Такой вариант строительства является самым быстрым и потребует около 2−3 месяцев в зависимости от погодных условий, потому что чем больше волнение, тем дольше будут длиться работы.

Возможно также, что «Фортуна» будет строить небольшие участки на мелководье, а основной объем глубоководных работ проделает «Академик Черский». В этом случае период строительства затянется на 4−5 месяцев, но в этом сценарии хорошо то, что под санкции попадет только «Академик Черский». Если же на глубоководье будут работать оба судна, они оба попадут под ограничения.

Пока что до сих пор не ясно, какая конфигурация строительства будет выбрана, но в любом случае, оба судна как-то будут задействованы. Датский регулятор уже заявил, что с 15 января к строительству приступает «Фортуна», но по всем признакам, «Академик Черский» тоже готовится к возобновлению работ. Он прошел модернизацию в Мукране, с мая по октябрь ему явно меняли оборудование и проводили испытания. Сейчас он стоит недалеко от Куршской косы на границе акватории России и Литвы, возле него находятся суда снабжения. Они явно ждут отмашки, чтобы пойти к недостроенной нитке и начать работы.

«СП»: — Что, если эти суда попадут под санкции?

— Там задействовано порядка 5−6 судов снабжения, причем не все эти корабли мы знаем. Несколько судов уже «засветились» на достройке немецкого участка, но некоторые еще неизвестны.

Дело в том, что мы не знаем, что написано в страховках кораблей. Когда трубоукладочное судно перейдет в глубоководную часть, а это сейчас запрещено санкциями США от 2019 года, американцы внесут их в черные списки. Суда снабжения, которые подойдут к ним, тоже будут попадать в эти списки. Самый главный вопрос — будут ли уже действующие страховки отзываться, когда эти корабли попадут в черный список, или проблемы у них возникнут только в следующем страховом периоде.

Если проблемы будут возникать сразу, то необходимо больше судов снабжения, потому что суммарно по двум ниткам осталось достроить около 130−140 км. Сразу на борт столько труб не возьмешь, судам снабжения придется идти в Мукран за новой партией. Но если они станут токсичными, мы не знаем, будет ли Мукран иметь возможность отгружать им трубы.

Скорее всего, договор уже подписан, но есть риск, что контракт может быть разорван, когда эти суда попадут в черный список. Но, думаю, «Газпром» проделал всю необходимую подготовительную работу, они же не кидаются в достройку, как в омут с головой.

Все, что касается строительства, и так запрещено санкциями США. В новом оборонном бюджете на 2021 год, который должны принять на днях, просто расписано, что конкретно нельзя делать на стадиях строительства, ничего нового там нет.

«СП»: — Получается, что российские суда в любом случае попадут под ограничения. А что будет в этой ситуации с самим «Газпромом»?

— При министерстве финансов США есть орган OFAC (Управление по контролю за иностранными активам, — прим. ред.), который фиксирует нарушения санкционного режима и вносит судно и его собственника в черные списки. После этого счета этих компаний на территории США блокируются, как и любая оплата по корреспондентским счетам в долларах. Более того, все, кто с ними заключают контракты, также могут попасть под вторичные санкции.

Проблема в том, что четко не прописано, как далеко расходятся эти круги на воде, то есть через сколько «рук» компании попадают под санкции. Все это на совести OFAC. Например, в начале года «дочки» «Роснефти» попали под санкции за то, что возили нефть из Венесуэлы. Но на материнскую компанию эти санкции не перешли. Как будет сейчас, попадет ли ПАО «Газпром» под санкции или нет, мы не знаем.

«СП»: — Все-таки сейчас больше шансов, что газопровод достроят или что США удастся сорвать завершение работ?

— Мне кажется, сейчас шансов достроить трубопровод все же больше. Но завершение строительства — это только одна проблема. Вторая задача — это запустить газопровод в эксплуатацию. Потому что помимо существующих санкций и тех ограничений, которые будут приниматься в новом законе об оборонном бюджете на 2021 год, есть еще порядка трех законопроектов в США, которые находятся на разной стадии готовности и содержат новые ограничения. В них, в том числе, есть санкции за выдачу разрешения на эксплуатацию газопровода, а также за его обслуживание.

Мы не знаем, в какой формулировке они будут приняты, потому что зачастую финальный текст меняется. Европейцы сейчас лоббируют такие корректировки, чтобы в документах не шла речь об эксплуатации и вводе в эксплуатацию, а чтобы санкции касались только строительства, которое и так уже запрещено.

В любом случае, риски на стадии ввода в эксплуатацию больше, чем на стадии строительства, потому что здесь все зависит от европейцев, а не от России. На стадии строительства, напротив, все зависит только от России и «Газпрома».

Потом появится и третья проблема — как после ввода в эксплуатацию загрузить «Северный поток-2» на полную мощность, потому что он попадает под газовую директиву ЕС, которая позволяет заполнить только 50% мощности трубы, но это уже следующий вопрос.

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 30.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики