Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финиш сквозь тернии. Санкционная история "Северного потока–2"

Финиш сквозь тернии. Санкционная история "Северного потока–2"

К концу 2020 года газопровод "Северный поток–2" уже близок к завершению строительства. Рассказываем, какие препятствия пришлось преодолеть российскому проекту.

Конец 2020 года, равно как и конец 2019 года, ознаменовался принятием военного бюджета США с включенными в него санкциями против российско-германского энергетического проекта "Северный поток–2". Однако в этот раз есть существенное отличие – американский президент Дональд Трамп не стал подписывать документ и наложил на него вето, мотивировав это тем, что закон не содержит важных пунктов по обеспечению национальной безопасности США.

Стоит отметить, что завершение строительства "Северного потока–2" практически не вызывает сомнений. Уже известна дата возобновления укладки газопровода в исключительной экономической зоне Дании – 15 января 2021 года.

Трубоукладочное судно "Фортуна" также продолжает строительство "Северного потока–2" в немецких водах.

Однако эта победа далась российскому проекту непросто. Напомним, с какими трудностями пришлось столкнуться "Северному потоку–2".

Уход швейцарских судов-трубоукладчиков

В самом начале 2020 года строительство "Северного потока–2" было приостановлено на финальной стадии реализации проекта из-за введения санкций США.

Сразу после утверждения документа американскими сенаторами швейцарская компания Allseas, чьи суда занимались прокладкой труб, вывела свои активы из проекта до выяснения обстоятельств и отозвала свое судно с места проведения работ.

Однако вскоре Россия заявила о возможности достроить газопровод своими силами. По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, технологических препятствий для осуществления проекта без привлечения иностранных компаний нет.

Как отметили эксперты в области энергетики, существуют как минимум два российских судна-трубоукладчика, способных заменить суда швейцарской компании Allseas, – "Академик Черский" и "Фортуна".

Вояж "Черского"

В феврале 2020 года на портале Vesselfinder появилась информация, что судно-трубоукладчик "Академик Черский", которое может достроить газопровод "Северный поток–2", вышло из порта Находка и направилось в Сингапур.

По словам экспертов, российские власти специально не указали Балтийское море в качестве конечной точки назначения судна, чтобы руководство США не смогло заранее ввести "Академика Черского" под санкции.

"Нужно указывать промежуточные точки, чтобы у американцев не было оснований заранее ввести судно под санкции. Основная проблема, которую они могут сделать, – это запретить оказывать услуги по страхованию этому судну. Без страховки судно ни в один порт не пустят и могут быть проблемы с проходом проливов", – отметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

Затем на порталах отслеживания движения судов Marine Traffic и Vesselfinder появилась информация, что российское судно-трубоукладчик "Академик Черский", которое ранее должно было идти в порт Сингапура, вместо этого направляется в порт Коломбо.

В начале марта "Академик Черский" взял курс на порт Суэц в Египте – вход в одноименный канал, который соединяет Красное море со Средиземным. Ориентировочной датой прибытия было названо 25 марта, однако судно снова сменило курс и направилось в сторону Мозамбикского пролива, разделяющего Африку и Мадагаскар, миновав Суэц.

В апреле трубоукладчик зашел в испанский порт Лас-Пальмас, откуда затем направился в Египет. В конце месяца "Черский" преодолел Ла-Манш и направился в сторону Калининграда. К месту строительства "Северного потока–2" в немецкий порт Мукран судно прибыло лишь в мае.

Снова санкции

В начале декабря 2020 года Палата представителей Конгресса США одобрила проект военного бюджета на 2021 году, который предусматривает ужесточение санкций против газопроводов "Северный поток–2" и "Турецкий поток".

Тем не менее многие эксперты высказали мнение, что Вашингтону крайне невыгодно портить отношения с Европой из-за ее участия в "Северном потоке–2", поэтому вряд ли США будут вводить жесткие ограничения для европейского бизнеса, и, следовательно, газопровод может быть достроен уже в 2021 году.

"Есть вероятность, что слишком жестких мер против европейского бизнеса американцы все-таки вводить не будут, и поэтому есть большая вероятность, что в следующем году проект действительно может быть достроен. Да, с задержкой. Но с учетом того, что Германия по-прежнему в нем заинтересована, а Америка все-таки не рискнет бить наотмашь по немецкому бизнесу, потому что он сотрудничает с Россией по коммерческому проекту. Поэтому основная версия этих событий, что в следующем году проект, скорее всего, будет достроен", – заявил преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с Baltnews.

Источник: Baltnews.lt, 01.01.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики