Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финиш сквозь тернии. Санкционная история "Северного потока–2"

Финиш сквозь тернии. Санкционная история "Северного потока–2"

 

К концу 2020 года газопровод "Северный поток–2" уже близок к завершению строительства. Рассказываем, какие препятствия пришлось преодолеть российскому проекту.

 

Конец 2020 года, равно как и конец 2019 года, ознаменовался принятием военного бюджета США с включенными в него санкциями против российско-германского энергетического проекта "Северный поток–2". Однако в этот раз есть существенное отличие – американский президент Дональд Трамп не стал подписывать документ и наложил на него вето, мотивировав это тем, что закон не содержит важных пунктов по обеспечению национальной безопасности США.

Стоит отметить, что завершение строительства "Северного потока–2" практически не вызывает сомнений. Уже известна дата возобновления укладки газопровода в исключительной экономической зоне Дании – 15 января 2021 года.

Трубоукладочное судно "Фортуна" также продолжает строительство "Северного потока–2" в немецких водах.

Однако эта победа далась российскому проекту непросто. Напомним, с какими трудностями пришлось столкнуться "Северному потоку–2".

Уход швейцарских судов-трубоукладчиков

В самом начале 2020 года строительство "Северного потока–2" было приостановлено на финальной стадии реализации проекта из-за введения санкций США.

Сразу после утверждения документа американскими сенаторами швейцарская компания Allseas, чьи суда занимались прокладкой труб, вывела свои активы из проекта до выяснения обстоятельств и отозвала свое судно с места проведения работ.

Однако вскоре Россия заявила о возможности достроить газопровод своими силами. По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, технологических препятствий для осуществления проекта без привлечения иностранных компаний нет.

Как отметили эксперты в области энергетики, существуют как минимум два российских судна-трубоукладчика, способных заменить суда швейцарской компании Allseas, – "Академик Черский" и "Фортуна".

Вояж "Черского"

В феврале 2020 года на портале Vesselfinder появилась информация, что судно-трубоукладчик "Академик Черский", которое может достроить газопровод "Северный поток–2", вышло из порта Находка и направилось в Сингапур.

По словам экспертов, российские власти специально не указали Балтийское море в качестве конечной точки назначения судна, чтобы руководство США не смогло заранее ввести "Академика Черского" под санкции.

"Нужно указывать промежуточные точки, чтобы у американцев не было оснований заранее ввести судно под санкции. Основная проблема, которую они могут сделать, – это запретить оказывать услуги по страхованию этому судну. Без страховки судно ни в один порт не пустят и могут быть проблемы с проходом проливов", – отметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

Затем на порталах отслеживания движения судов Marine Traffic и Vesselfinder появилась информация, что российское судно-трубоукладчик "Академик Черский", которое ранее должно было идти в порт Сингапура, вместо этого направляется в порт Коломбо.

В начале марта "Академик Черский" взял курс на порт Суэц в Египте – вход в одноименный канал, который соединяет Красное море со Средиземным. Ориентировочной датой прибытия было названо 25 марта, однако судно снова сменило курс и направилось в сторону Мозамбикского пролива, разделяющего Африку и Мадагаскар, миновав Суэц.

В апреле трубоукладчик зашел в испанский порт Лас-Пальмас, откуда затем направился в Египет. В конце месяца "Черский" преодолел Ла-Манш и направился в сторону Калининграда. К месту строительства "Северного потока–2" в немецкий порт Мукран судно прибыло лишь в мае.

Снова санкции

В начале декабря 2020 года Палата представителей Конгресса США одобрила проект военного бюджета на 2021 году, который предусматривает ужесточение санкций против газопроводов "Северный поток–2" и "Турецкий поток".

Тем не менее многие эксперты высказали мнение, что Вашингтону крайне невыгодно портить отношения с Европой из-за ее участия в "Северном потоке–2", поэтому вряд ли США будут вводить жесткие ограничения для европейского бизнеса, и, следовательно, газопровод может быть достроен уже в 2021 году.

"Есть вероятность, что слишком жестких мер против европейского бизнеса американцы все-таки вводить не будут, и поэтому есть большая вероятность, что в следующем году проект действительно может быть достроен. Да, с задержкой. Но с учетом того, что Германия по-прежнему в нем заинтересована, а Америка все-таки не рискнет бить наотмашь по немецкому бизнесу, потому что он сотрудничает с Россией по коммерческому проекту. Поэтому основная версия этих событий, что в следующем году проект, скорее всего, будет достроен", – заявил преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с Baltnews.

Источник: Baltnews.lt, 01.01.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики