Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба с концом. Какая судьба ждет "Северный поток–2" в 2021 году

Труба с концом. Какая судьба ждет "Северный поток–2" в 2021 году

В 2020 из-за давления противников на "Северный поток–2" его строительство возобновилось лишь в декабре. По мнению эксперта по энергетике Игоря Юшкова, 2021 год дарит надежду на его благоприятное завершение.

Весь 2020 год "Северный поток–2" находился под давлением американских санкций и нападок противников проекта. В результате чего строительство оставшегося участка газопровода в Балтийском море возобновилось лишь в декабре.

О том, какая судьба ждет перспективный газовый проект в 2021 году, Baltnews рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

"Я думаю, что в 2021 году "Северный поток–2" достроят. Для России это принципиальный момент, и для российского руководства важнее достроить этот проект, чем страхи попасть под санкции. То есть важность окончания больше, чем издержки, которые понесет "Газпром" при достройке", – отметил он.

Однако эксперт считает, что "Газпрому" нет особого смысла торопиться, так как ситуация с поставками газа в Европу пока стабильна: "У России есть контракт с Украиной на транзит газа. В 2020 году – на 65 млрд кубов, в 2021 и еще дальнейшие три года – по 40 млрд кубов. Поэтому "Газпрому" торопиться с достройкой "Северного потока–2" смысла нет".

По его словам, единственная причина ускориться с окончанием строительства состоит в том, что чем дольше "Газпром" будет тянуть, тем больше санкций против него смогут ввести США.

"Это неизбежно. Кстати, США вводят санкции именно потому, что прекрасно понимают, что "Газпром" будет достраивать "Северный поток–2". Если бы они были уверены, что тех санкций, которые они ввели в декабре 2019 года, из-за которых швейцарская компания Allseas прекратила строительство газопровода, было бы достаточно и проект никогда не будет реализован, то тогда бы не придумывали новые законопроекты. Тем самым американцы как раз показывают, что они уверены, что "Газпром" будет достраивать и завершать этот проект", – подчеркнул эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.

Однако завершение строительства, по мнению Юшкова, – это не главная проблема "Северного потока–2". Трудности могут возникнуть и с вводом газопровода в эксплуатацию.

"Есть проблема с вводом "Северного потока–2" в эксплуатацию, потому что новые санкции США будут касаться этого вопроса. Там уже не все будет завесить от "Газпрома". Многое будет зависеть от Германии, которая будет выдавать разрешение на ввод в эксплуатацию, различные сертификаты и так далее. Эти разрешения необходимо будет получить, а там, видимо, будут американские санкции, которые будут запрещать это делать. И здесь уже вопрос будет к Германии: они будут собственные законы исполнять или американские санкции", – добавил он.

Эксперт рассказал и еще об одной сложности, решить которую России придется после того, как проект будет достроен: "Это загрузка газопровода. Европейцы распространили на "Северный поток–2" действие третьего энергопакета и получается, что один поставщик не может загрузить морскую часть больше, чем на 50% мощности".

 

В конце декабря 2019 года строительство "Северного потока–2" приостановилось после того, как швейцарская компания Allseas отказалась от укладки труб из-за возможных санкций со стороны США.

 

11 декабря 2020 года российская трубоукладочная баржа "Фортуна" начала строительство неоконченного участка "Северного потока–2" в немецкой экономической зоне Балтийского моря.

22 декабря стало известно, что российское судно с 15 января 2021 года планирует начать укладку труб по двум параллельным веткам газопровода "Северный поток–2" в исключительной экономической зоне Дании. Помогать ей в этом будут суда "Мурман" и "Балтийский исследователь" Морской спасательной службы России и другие суда обеспечения.

Источник: Baltnews.ee, 03.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики