Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запуск «Восточного маршрута» позволит диверсифицировать российский экспорт газа

Запуск «Восточного маршрута» позволит диверсифицировать российский экспорт газа

Завершение строительства трубопровода «Восточный маршрут» обеспечит реализацию планов РФ и Китая по прокачке российского газа через «Силу Сибири», Рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Сварочные работы на седьмом участке Юнцин-Шанхай китайско-российского газопровода «Восточный маршрут» стартовали 6 января текущего года. Это означает начало сооружения важной южной ветки, которая является продолжением газопровода «Сила Сибири» и должна соединить уезд Юнцин, расположенный в северо-восточной провинции Хэбэй, и Шанхай. Ожидается, что после завершения строительства южной ветки из Российской Федерации в Шанхай будет поступать свыше 50 миллионов кубометров природного газа в день. 

«Это расширение газопровода «Сила Сибири». Работы продлятся в течение нескольких лет, а в 2021 году по указанному трубопроводу должны пройти десять млрд кубометров. В прошлом году объем составил около пяти млрд кубометров.

Постепенно проект будет выходить на 38 млрд кубометров, которые запланированы. Поэтому все строительные процессы, которые необходимо реализовать до 2024-2025 годов, будут относиться к важному расширению газопровода», — оценил начало сварочных работ на последнем участке эксперт Игорь Юшков.

«Сила Сибири» объединяет страны

В экспертном сообществе «Восточный маршрут» называют крупнейшим инвестиционным проектом в мировой газовой отрасли. Он делится на северную, центральную и южную ветки. Протяженность южной ветки составит 1509 километров, проект планируют сдать в эксплуатацию в 2025 году. 

Ожидается, что на первом этапе строительства появится щитовая проходка для возведения тоннеля через реку Янцзы, а после завершения строительства южного участка подача природного газа в дельте реки будет значительно улучшена. После ввода в эксплуатацию всего маршрута ежегодный объем поставок российского природного газа в Китай достигнет 38 миллиардов кубометров.

«Важным моментом является тот факт, что все происходит в рамках обязательств сторон друг перед другом. В прошлом году в экспертном сообществе ходили разговоры, что «Газпром» не может ничего сделать из-за плохой ресурсной базы, а также не способен поставить не только оговоренные пять млрд кубометров, но и минимум по условию «бери и плати» в размере 4,2 млрд.

Но я думаю, что просто Китай не брал российское сырье. В первом полугодии 2020 года Пекину было выгодно брать газ со спотового рынка, потому что он был дешевле. Газ из России стоил дороже из-за того, что его стоимость привязана к ценам на нефть. Но во втором полугодии Китай начал покупать больше и вышел на объемы 4-4,5 млрд кубометров», — объяснил эксперт.

Российско-китайский газопровод имеет общую протяженность 5,1 тыс. километров. Северный участок был введен в эксплуатацию в прошлом году, а средний участок планируется завершить к концу этого года. 

Уже завершено строительство линейной части «Силы Сибири» от Чаяндинского месторождения до границы с Китаем в районе Благовещенска протяженностью около 2,2 тыс. километров, а также подводного перехода через реку Амур и приграничной компрессорной станции «Атаманская».

Газопровод отвечает общим целям РФ и КНР

Компания «Газпром» планирует к 2023 году от Ковыктинского месторождения в Иркутской области построить второй участок «Силы Сибири» протяженностью около 800 км до Чаяндинского месторождения. Маршрут проходит так, чтобы газифицировать максимальное количество российских населенных пунктов, в числе которых Благовещенск, Олекминск, Сковородино, Ленск, Алдан, Нерюнгри, Свободный.

Договор между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией заключен на 30 лет. Его положения предполагают поставку до пяти млрд кубических метров в 2020 году и 38 млрд кубометров ежегодно с 2024 года. За первые шесть месяцев эксплуатации северного участка, соединяющего провинции Хэйлунцзян и Цзилинь, Российская Федерация поставила в КНР 1,58 млрд кубометров природного газа.

Для российской стороны реализация проекта важна еще и потому, что газ по трубопроводу пойдет не только на экспорт. Ресурс пропустят через Амурский газоперерабатывающий завод, который станет одним из самых мощных.

«Газ Восточно-Сибирского месторождения многокомпонентный: есть гелий, пропанобутановая смесь и другие. Все это идет в Китай под видом метана. Пекин, конечно рад, потому что там могут все сами отделить, за счет чего КНР получает под видом метана несколько ценных видов. 

Газохимические заводы, которые должны быть построены в Амурской области также предполагает отделение. Первый проект реализует «Газпром», второй — «Сибур». Ожидается отделение пропана и бутана от метана, который пойдет дальше по трубе в Китай, а бутан, пропан и другие газы уйдут на соседний завод, где будут делать конечную продукцию газохимии. Прежде всего это полипропилен и полиэтилен — они пойдут на российский и азиатские рынки», — пояснил эксперт.

Такой механизм, считает Игорь Юшков, позволит создавать продукцию с большей добавочной стоимостью, что сохранит ценные газы за российской стороной, которая, в свою очередь, пустит их на переработку для создания новых товаров.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 07.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики