Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сила Сибири – 2» откроет перед РФ новый экспортный коридор

«Сила Сибири – 2» откроет перед РФ новый экспортный коридор

Проектно-изыскательские работы по «Силе Сибири – 2» помогут «Газпрому» определить все плюсы и минусы для эффективной реализации, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Компания «Газпром» приступила к проектно-изыскательским работам по магистральному газопроводу между газовыми месторождениями Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая – «Сила Сибири – 2». Об этом в ходе онлайн-встречи с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным сообщил глава организации Алексей Миллер. 

Проектирование трубопровода «Газпром» начал в сентябре прошлого года. Известно, что ежегодная экспортная мощность «Силы Сибири – 2» составит до 50 млрд кубометров газа. Такие объемы приближаются к четверти текущих объемов внешних поставок российского трубопроводного газа. Так, в 2019 году, согласно данным Министерства экономического развития РФ, стране удалось сохранить за собой первое место в мире по физическому экспорту ресурса, реализовав 219,9 млрд кубометров на сумму 41,6 млрд долларов США.

«Раньше этот проект носил название «Алтай». Первое изменение заключается в том, что «Сила Сибири – 2» должна была идти через Алтай. Там есть маленькая граница между Россией и Китаем, куда и хотели воткнуть этот газопровод. Предполагалось, что газопровод пойдет из Уренгойского газотранспортного узла, а теперь она пойдет из Ямала. В этом странность, ведь газ оттуда планировали запускать в Европу. Вероятно, планы будут меняться.

Трубопровод должен обеспечить поставки российского газа с Ямала в Китай. Задумка содержит как плюсы, так и спорные моменты, поэтому ее сложно назвать однозначной. Основной плюс проекта заключается в том, что при окончании строительства видоизмененная «Сила Сибири – 2» позволит перебрасывать ресурс в КНР и на запад Российской Федерации за счет соединения двух частей национальной газотранспортной системы», – прокомментировал начало работ «Газпромом» эксперт Станислав Митрахович

Геополитический проект даст преимущества РФ

Газопровод должен объединить газотранспортные системы востока и запада России и позволить газифицировать несколько регионов. Помимо этого, считает Станислав Митрахович, проект позволит «Газпрому» избежать рисков, связанных с неопределенностью в Европейском союзе, который старается удержаться за стабильные поставки доступного российского газа и одновременно угодить Соединенным Штатам Америки. Вашингтон в течение нескольких лет предпринимает попытки навязать европейцам якобы ради снижения энергетический зависимости от РФ свой СПГ.

«Если у России ухудшатся отношения с Западом, то появится больше возможностей для отправки газа в Китай. Проект «Сила Сибири – 1» не связан с поставками на западную часть. По факту он считается новой ресурсной базой, которая дает возможность поставлять газ в КНР с другой новой ресурсной базы. «Сила Сибири – 2» будет иметь геополитическое значение. Она позволит перебрасывать газ с Ямала на запад и на восток», – подчеркнул эксперт.

Новый проект оправдывает растущий спрос на российский газ. Согласно подсчетам «Газпрома», в конце декабря 2020 года суточный объем поставок превышал план на 60-80%. Поставки ресурса в КНР идут по трубе «Сила Сибири», запущенной 2 декабря 2019 года. Общая мощность газопровода «Сила Сибири» составляет 38 млрд кубометров в год. В 2020 году «Газпром» планировал поставить в Китай до пяти млрд кубометров газа, в 2021 году – до десяти млрд, в 2022 году – до 15 млрд. Достичь проектной мощности предполагается к 2025 году.

Маршрут изменен – проект развернули к Монголии 

Станислав Митрахович отметил, что новый маршрут газопровода «Сила Сибири – 2» предполагает строительство не через Алтай, как планировалось ранее, а через территорию Монголии. Компания «Газпром», как сообщил Алексей Миллер в беседе с Владимиром Путиным, находится в прямом контакте по видеоконференцсвязи с китайскими и монгольскими партнерами. Также разрабатывается технико-экономическое обоснование монгольского маршрута и создается компания специального назначения для строительства трубопровода через монгольскую территорию.

«Изменение маршрута и строительство через Монголию поможет избежать экологических проблем на Алтае и сохранить сложный ландшафт региона. Но есть риски: Монголия остается страной, находящейся под серьезным влиянием Китая. Поэтому я не исключаю, что Пекин попытается влиять на Улан-Батор ради выгодных условий по контракту.

Думаю, после подписания договора, который будет предшествовать началу строительства, ситуация прояснится. До контракта пройдет пару лет, а строительство может занять пять», – предположил эксперт.

Среди неоспоримых преимуществ проекта «Сила Сибири – 2» можно выделить наиболее выгодные для российской стороны. Речь идет о возможности реализации газа на западе, газификации новых регионов страны в рамках государственной программы, уход от рисков для природы Алтая.

Россия предоставит Китаю ресурс по конкурентной цене именно в том месте, где необходимость в нем наиболее высока. За счет этого «Газпром» выигрывает вдвойне и, вероятнее всего, «Сила Сибири – 2» станет одним из самых главных энергетических, экономических и геополитических проектов страны.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 19.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики