Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Сила Сибири – 2» откроет перед РФ новый экспортный коридор

«Сила Сибири – 2» откроет перед РФ новый экспортный коридор

Проектно-изыскательские работы по «Силе Сибири – 2» помогут «Газпрому» определить все плюсы и минусы для эффективной реализации, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Компания «Газпром» приступила к проектно-изыскательским работам по магистральному газопроводу между газовыми месторождениями Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая – «Сила Сибири – 2». Об этом в ходе онлайн-встречи с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным сообщил глава организации Алексей Миллер. 

Проектирование трубопровода «Газпром» начал в сентябре прошлого года. Известно, что ежегодная экспортная мощность «Силы Сибири – 2» составит до 50 млрд кубометров газа. Такие объемы приближаются к четверти текущих объемов внешних поставок российского трубопроводного газа. Так, в 2019 году, согласно данным Министерства экономического развития РФ, стране удалось сохранить за собой первое место в мире по физическому экспорту ресурса, реализовав 219,9 млрд кубометров на сумму 41,6 млрд долларов США.

«Раньше этот проект носил название «Алтай». Первое изменение заключается в том, что «Сила Сибири – 2» должна была идти через Алтай. Там есть маленькая граница между Россией и Китаем, куда и хотели воткнуть этот газопровод. Предполагалось, что газопровод пойдет из Уренгойского газотранспортного узла, а теперь она пойдет из Ямала. В этом странность, ведь газ оттуда планировали запускать в Европу. Вероятно, планы будут меняться.

Трубопровод должен обеспечить поставки российского газа с Ямала в Китай. Задумка содержит как плюсы, так и спорные моменты, поэтому ее сложно назвать однозначной. Основной плюс проекта заключается в том, что при окончании строительства видоизмененная «Сила Сибири – 2» позволит перебрасывать ресурс в КНР и на запад Российской Федерации за счет соединения двух частей национальной газотранспортной системы», – прокомментировал начало работ «Газпромом» эксперт Станислав Митрахович

Геополитический проект даст преимущества РФ

Газопровод должен объединить газотранспортные системы востока и запада России и позволить газифицировать несколько регионов. Помимо этого, считает Станислав Митрахович, проект позволит «Газпрому» избежать рисков, связанных с неопределенностью в Европейском союзе, который старается удержаться за стабильные поставки доступного российского газа и одновременно угодить Соединенным Штатам Америки. Вашингтон в течение нескольких лет предпринимает попытки навязать европейцам якобы ради снижения энергетический зависимости от РФ свой СПГ.

«Если у России ухудшатся отношения с Западом, то появится больше возможностей для отправки газа в Китай. Проект «Сила Сибири – 1» не связан с поставками на западную часть. По факту он считается новой ресурсной базой, которая дает возможность поставлять газ в КНР с другой новой ресурсной базы. «Сила Сибири – 2» будет иметь геополитическое значение. Она позволит перебрасывать газ с Ямала на запад и на восток», – подчеркнул эксперт.

Новый проект оправдывает растущий спрос на российский газ. Согласно подсчетам «Газпрома», в конце декабря 2020 года суточный объем поставок превышал план на 60-80%. Поставки ресурса в КНР идут по трубе «Сила Сибири», запущенной 2 декабря 2019 года. Общая мощность газопровода «Сила Сибири» составляет 38 млрд кубометров в год. В 2020 году «Газпром» планировал поставить в Китай до пяти млрд кубометров газа, в 2021 году – до десяти млрд, в 2022 году – до 15 млрд. Достичь проектной мощности предполагается к 2025 году.

Маршрут изменен – проект развернули к Монголии 

Станислав Митрахович отметил, что новый маршрут газопровода «Сила Сибири – 2» предполагает строительство не через Алтай, как планировалось ранее, а через территорию Монголии. Компания «Газпром», как сообщил Алексей Миллер в беседе с Владимиром Путиным, находится в прямом контакте по видеоконференцсвязи с китайскими и монгольскими партнерами. Также разрабатывается технико-экономическое обоснование монгольского маршрута и создается компания специального назначения для строительства трубопровода через монгольскую территорию.

«Изменение маршрута и строительство через Монголию поможет избежать экологических проблем на Алтае и сохранить сложный ландшафт региона. Но есть риски: Монголия остается страной, находящейся под серьезным влиянием Китая. Поэтому я не исключаю, что Пекин попытается влиять на Улан-Батор ради выгодных условий по контракту.

Думаю, после подписания договора, который будет предшествовать началу строительства, ситуация прояснится. До контракта пройдет пару лет, а строительство может занять пять», – предположил эксперт.

Среди неоспоримых преимуществ проекта «Сила Сибири – 2» можно выделить наиболее выгодные для российской стороны. Речь идет о возможности реализации газа на западе, газификации новых регионов страны в рамках государственной программы, уход от рисков для природы Алтая.

Россия предоставит Китаю ресурс по конкурентной цене именно в том месте, где необходимость в нем наиболее высока. За счет этого «Газпром» выигрывает вдвойне и, вероятнее всего, «Сила Сибири – 2» станет одним из самых главных энергетических, экономических и геополитических проектов страны.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 19.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики