Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Митрахович назвал условия для создания единого энергорынка ЕАЭС

Аналитик Митрахович назвал условия для создания единого энергорынка ЕАЭС

Формирование Единого энергетического рынка для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) можно ожидать к 2024-2025 годам, считает эксперт Финансового университета при Правительстве России Станислав Митрахович.

Создание общего финансового рынка ЕврАзЭС обсудили 20 января на совещании объединения. Уже сейчас успешно работают на единой платформе 53 сектора. К 2021 году Союз собирается охватить еще пять направлений. Сейчас продолжается поиск оптимальных решений для создания эффективной модели взаимодействия.

Президент России Владимир Путин сообщил, что также ведется подготовка для формирования единого электроэнергетического рынка. Однако глава государства отметил — это "сложный вопрос" для урегулирования.

Пока остается непонятно, как энергетический рынок будет функционировать, заявил ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с редакцией "ПолитЭксперта". Прошедшие годы показали, что Россия и партнеры ЕАЭС по-разному представляют "единый рынок".

"Например, президент Белоруссии Александр Лукашенко говорит: "Пусть продается российский газ по цене, как он продается в каких-то там областях России". Причем в областях топливо стоит по-разному, там же тарифное регулирование и некоторые регионы просто субсидируются, та же Смоленская область. А с какой стати мы должны субсидировать Белоруссию?" — рассказал собеседник ПЭ.

С точки зрения Лукашенко, покупка Белоруссией газа по ценам Смоленска и есть "единый рынок". С российской позиции, это если, например, компания "Газпром" сможет продавать топливо без посредников напрямую зарубежным предприятиям.

"Белорусский производитель же может продавать сметану на рынке в Москве. Почему тогда "Газпром" не имеет право предлагать напрямую топливо какому-нибудь заводу в Белоруссии? Сейчас этого делать нельзя, приходится продавать газ белорусскому посреднику", — уточнил эксперт.

Для Казахстана единый рынок может означать беспрепятственную транспортировку по низким ценам собственных газа и нефти через российские территории. При этом далеко не факт, что такая прокачка будет выгодна для Москвы. В этом случае нужно смотреть, на какие уступки пойдут в Казахстане ради такого сотрудничества.

"Будет ли у нас единая валюта, например, как евро? Будет ли единый эмиссионный центр в России? Для нас было бы интересно, если бы Белоруссия или Казахстан перешли на российский рубль, но они же скажут, что хотят какой-то условный алтын. Но зачем нам это? Нам нужно, чтобы этот финансовый рынок нас тоже устраивал", — добавил аналитик.

Подписание документов с Белоруссией о создании Союзного государства и общей валюты с единым эмиссионным центром, например российским рублем, произошло еще 20 лет назад. Однако до сих пор не удается договориться и применить такие условия.

"Мы готовы пойти на уступки, но тогда и наши партнеры тоже должны пойти на них, а не просто обещать "чего-нибудь", — подчеркнул Станислав Митрахович.

По словам эксперта по энергетике, должно пройти несколько лет, пока такой рынок будет создан. На это указывают имеющиеся документы по данной теме.

"Это произойдет ближе к 2024-2025 году. Я думаю, нам надо много о чем договариваться, и чтобы уступки были не только с нашей стороны, но и со стороны партнеров. Тогда будет нормально", — заключил эксперт.

Ранее эксперты немецкой газеты Spiegel заявили, что использование российского газа является более экологичным и безопасным. В издании добавили — поставки топлива из США могут привести к техногенным катастрофам из-за расположения приемочных терминалов.

Автор: Ксения Емельянова

Источник: Politexpert.net, 21.01.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики