Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Развал экономики Прибалтики лишил смысла третью АЭС в Белоруссии

Развал экономики Прибалтики лишил смысла третью АЭС в Белоруссии

Белорусские планы по второй и третьей атомным станциям не вписываются в европейскую экономику, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Председатель Национальной академии наук Белоруссии Владимир Гусаков заявил, что через 20-25 лет в белорусской экономике возникнет необходимость в третьей атомной станции, а текущих энергетических мощностей начнет не хватать через три-пять лет.

По словам Гусакова, белорусские специалисты прорабатывают строительство третьей атомной станции.

Атомная энергетика Белоруссии имеет смутные перспективы

В 2020 году в Белоруссии заработал первый энергоблок БелАЭС, второй планируется подключить в 2022 году. Генерации, которую произведут эти объекты, стране хватит с лихвой. Основные показатели производства, где бы потребовалось много дешевой энергии, в Белоруссии, если и росли в предыдущие годы, то темпами, недостаточными для строительства даже второй АЭС.

Не совсем понятно, зачем строить вторую или третью АЭС, когда можно возвести дополнительные реакторы в Гродненской области: Белоруссия не такая большая страна, чтобы обязательно строить проекты в разных географических точках.

БелАЭС построена на средства льготного российского кредита усилиями Росатома и его дочек. Обслуживание контракта на БелАЭС является большой проблемой для Минска, учитывая непростую ситуацию в белорусской экономике.

Общие выплаты Белоруссии по госдолгу в 2021 году составят 3,1 млрд долларов. Одновременно с этим белорусский внешний долг побил в 2020 рекорд и составил 18,1 млрд долларов: это ощутимая сумма для любой страны.

Очевидно, что Минск не сможет решить проблему как по внешнему долгу, так и по оплате кредита по БелАЭС без помощи РФ, являющейся главным кредитором Белоруссии. В такой ситуации сложно начинать разговор о новом атомном контракте, когда в Белоруссии экономический кризис, а финансовый план по БелАЭС поставлен под вопрос.

БелАЭС в региональной экономике должна заменить закрытую литовцами в 2009 году Игналинскую АЭС. Экспортное направление должно окупить этот проект, но в 2020 году литовцы пошли на внешнеполитическую эскалацию.

Пока экспорт электроэнергии из Белоруссии в ЕС не парализован: Латвия продолжает покупать белорусские объемы и затем транзитировать их в Литву, но об экономике прибалты не очень думают. Существуют большие шансы на то, что БелАЭС останется без рынка ЕС, а сам проект придется полностью вписать в российскую энергетику.

В такой ситуации разговоры по второй и третьей атомных электростанциях в Белоруссии являются преждевременными, а сам процесс начался после заявления Александра Лукашенко о необходимости строительства второй АЭС в стране.

Спроса в ЕС белорусы не найдут

«Данные планы основываются на оптимистичных оценках развития белорусской экономики. Имеется в виду, что страна начнет развиваться бурными темпами, и ей потребуется больше электроэнергии», - констатирует Перов.

Перов сомневается, что в ЕС и странах Прибалтики возникнет резкий спрос на электроэнергию, который сделает экономически целесообразным третью атомную станцию в Белоруссии. Этот вывод базируется на характере энергопотребления в ЕС.

«Белоруссия не может рассчитывать на покрытие роста спроса в ЕС за счет собственной электроэнергетики. Существуют официальные прогнозы, не всегда являющиеся корректными и точными, но демонстрирующие общую тенденцию, которая заключается в том, что рост энергопотребления в ЕС меньше, чем рост ВВП», - резюмирует Перов.

Такая ситуация складывается благодаря повышению энергоэффективности и меньшему удельному расходу электроэнергии.

«Нельзя ожидать бурного роста энергопотребления в ЕС. Кроме того, прибалтийские страны могут найти возможности для закупки электроэнергии для обеспечения нужд национальной экономики», - заключает Перов.

Литовцы проложили энергокабель из Швеции: там есть проблемы с подачей, а стоимость электрогенерации выше, но Вильнюс издержки не пугают. Ради геополитики литовцы готовы пойти на экономические потери.

Еще в Прибалтике ликвидирована большая часть промышленного производства, а рост реального сектора экономики находится в районе нуля. Это дотационные страны ЕС, которые не ставят перед собой больших задач развития.

«Таким образом, этот прогноз Минска основывается на ожидании бурного роста национальной экономики», - констатирует Перов.

По будущему атомной энергетики есть вопросы

Будущее атомной энергетики находится под вопросом: в Западной Европе строительство атомных станций прекращено, а Россия больше ориентируется на внешние контракты, чем на внутренний рынок, где доля атомной генерации на уровне в 20%.

«Основные тенденции в энергетике связаны с ростом водородных проектов. У Росатома существуют проекты, заключающиеся в производстве водорода с помощью атомной генерации и последующей продажей его в ЕС», - резюмирует Перов.

Насколько реалистичны планы по водородной энергетике – продемонстрирует время, но это попытка реабилитировать атомную энергетику.

«Атомная энергетика встраивается в модный низкоуглеродный тренд с помощью производства водорода. И это главная перспектива атомной энергетики вместе с процессами декарбонизации экономики ЕС», - констатирует Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 25.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики