Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2» готовят к активной обороне

«Северный поток — 2» готовят к активной обороне

Россия и Германия объединяют усилия для борьбы с санкциями США

Парламентарии России и Германии договорились объединить усилия в противостоянии враждебным попыткам США остановить реализацию проекта «Северный поток-2». Соответствующее решение было принято 28 января на встрече представителей думского Комитета по энергетике и Комитета по экономике и энергетике немецкого Бундестага.

Как сообщил глава профильного комитета ГД Павел Завальный, пока давления на участников строительства газопровода нет, но новая администрация уже заявила о намерении остановить проект.

В этой связи, подчеркнут он, общая позиция Москвы и Берлина заключается в том, что «Северный поток-2» должен быть достроен, и думский комитет «будет оказывать всяческое сопротивление разного рода попыткам, в том числе американской стороны, по приостановке реализации этого проекта».

Парламентарий отметил, что природный газ в среднесрочной перспективе будет востребован в Европе и, особенно, в Германии, которая готовится вывести из эксплуатации атомные и угольные генерирующие мощности, для обеспечения надежного и экологичного энергообеспечения, создания низкоуглеродной энергетики. А Россия «готова, как и в последние 50 лет, обеспечивать бесперебойные и эффективные поставки». 

Депутат Бундестага Иоахим Пфайфер, в свою очередь, заявил, что «Германия не ставит под сомнение необходимость завершения проекта „Северный поток-2“ и его коммерческий характер». По его мнению, «совместные проекты в газовой сфере, действительно, показали свою выгодность для обеих стран, и нельзя ставить их под угрозу».

Но можно ли, действительно, общими усилиями российских и немецких депутатов защитить «Северный поток- 2» от санкционного давления США?

Ведь Вашингтон, скорей всего, не оставит попыток заморозить проект. Американский лидер Джо Байден уже дал это понять через своего пресс-секретаря Джен Псаки, которая недавно заявила, что президент считает «СП-2» «плохой сделкой для Европы».

Кроме того, санкции против газопровода заложены в оборонный бюджет США на 2021 год.

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателя Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова:

— Разумеется, предыдущие санкции США против «Северного потока-2» никуда не денутся. Отменить их не удастся.

Даже Байден, если бы он этого хотел, при всем желании не смог бы эти санкции снять, потому что введены они были федеральными законами, а не указами президента. И для того, чтобы прекратить действие этого федерального закона, нужно будет принять новый федеральный закон. А в США есть консенсус по поводу антироссийских санкций — и демократы, и республиканцы считают, что санкций нужно больше, они должны быть жестче и отменять их не следует ни в коем случае.

Так что, давить будут на Россию и дальше. Просто немножко риторика в диалоге с Европой поменяется. Не будут их так откровенно унижать, как это делал Трамп. Будут вести классические дипломатические переговоры, будут, так сказать, убеждать. Но с той же, по сути, целью, чтобы покупали американский сжиженный газ, а не покупали трубопроводный у России.

В этом плане, я сомневаюсь, что что-то изменится.

«СП»: — В чем смысл тогда всех этих договоренностей?

— Это скорей демонстрация того, что на уровне Евросоюза не должны быть приняты санкции против «Северного потока-2». Потому что именно это и убило бы, в общем-то, проект. Если ЕС запретит у себя строить или запретит использовать, то его и не будет.

Когда одна из сторон, которая реализует какой-то проект, запрещает его, то, конечно, реализовать его будет невозможно.

Вот для чего, наверное, посылают сигнал европейскому сообществу — что консолидированной позиции против «Северного потока-2» на уровне Европы нет. А принять санкции Евросоюз может только единогласным решением всех членов.

На прошлой неделе Европарламент принял резолюцию, в которой призвал к санкциям и блокированию проекта. Да и раньше они там неоднократно заявляли, что все это их беспокоит, что они против строительства… и т. д. Но сделать ничего не могут — их решения исключительно декларативны и необязательны к исполнению даже Еврокомиссией и Советом ЕС.

А вот, чтобы на уровне ЕС не были приняты санкции, надо показать, что есть хотя бы один участник, который против ограничений в отношении «Северного потока-2». В таком случае, санкции приняты не будут. И Германия в данном случае заранее дает понять, что она ограничительные меры не поддержит.

Плюс, возможно, это еще определенный сигнал Вашингтону: мол, «если вы, действительно, хотите вести какой-то диалог с Европой, восстанавливать американо-европейские отношения, тогда учитывайте наше мнение. А раз мы в этом проекте заинтересованы, не надо препятствовать строительству».

Я думаю, в этом смысл главный российско-германской встречи.

И в том, конечно, чтобы показать, что информационная шумиха, которая ведется вокруг газопровода далеко неоднозначна. Ведь, если судить по западным СМИ, создается ощущение, будто все против «Северного потока-2». Что у этого «ужасного проекта» нет ни одного сторонника. На самом деле, все не так — у проекта есть существенная поддержка. Весь европейский бизнес за него. Большинство стран европейских — за него. И только отдельные государства — Польша, Прибалтика, Украина, и какие-то «зеленые» против.

«СП»: — И все же недавно Газпром допустил приостановку или полную отмену проекта при резкой смене политической ситуации. Почему?

— Это было заявлено в меморандуме для инвесторов к новому размещению евробондов холдинга, а формат этого документа требует указать все риски. Вот Газпром эти риски и указал.

До этого участники других проектов указывали подобные вещи — что, если объект не будет достроен, они потеряют инвестиции и т. д.

Риск такой, конечно, есть. Ведь если европейцы запретят строительство «Северного потока-2», то тогда он не будет реализован.

Сейчас политическая конъюнктура в Европе, в принципе, позволяет его достроить. Потому что никаких санкций со стороны ЕС по отношению к «СП-2» нет. Строить его, с точки зрения европейского законодательства, можно.

Но если будут введены запрещающие санкции, тогда, соответственно, указанные риски реализуются. Здесь все по-честному.

Не факт, что это произойдет. Все будет зависеть от позиции Европы.

«СП»: — На этой неделе трубоукладчик «Фортуна» должен был возобновить работы на датском участке. Как там продвигаются дела?

— Были опасения, что санкции приведут к тому, что у «Фортуны» отзовут лицензию, но они пока не оправдываются. Судно на месте и уже готовится прокладывать трубу. Грубо говоря, они там цепляют один «хвост» — остаток газопровода, и начинают его строить от датской акватории в сторону России. На восток пойдут.

По всей видимости, это будет означать, что работать «Фортуна» будет только на мелководном участке. До этого в декабре она уже достроила несколько километров мелководного участка в Германии.

Возможно, в начале февраля к ней присоединится и «Академик Черский», который сейчас стоит в акватории немецкого порта Висмар, но к причалу даже не пристал. До места строительства он может дойти довольно быстро — буквально за день. Но будет занят именно на глубоководном участке.

Правда, пока конфигурация достройки непонятна. То ли сначала «Фортуна» закончит мелководный участок, а потом уже «Черский» пойдет дальше по глубоководью. То ли он пойдет ей навстречу, достраивая свой. Но определенно можно говорить, что стройка продолжается, и оба судна задействованы. Что касается сроков, то, думаю, месяца четыре-пять работы еще продлятся.

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 30.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики