Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2» готовят к активной обороне

«Северный поток — 2» готовят к активной обороне

Россия и Германия объединяют усилия для борьбы с санкциями США

Парламентарии России и Германии договорились объединить усилия в противостоянии враждебным попыткам США остановить реализацию проекта «Северный поток-2». Соответствующее решение было принято 28 января на встрече представителей думского Комитета по энергетике и Комитета по экономике и энергетике немецкого Бундестага.

Как сообщил глава профильного комитета ГД Павел Завальный, пока давления на участников строительства газопровода нет, но новая администрация уже заявила о намерении остановить проект.

В этой связи, подчеркнут он, общая позиция Москвы и Берлина заключается в том, что «Северный поток-2» должен быть достроен, и думский комитет «будет оказывать всяческое сопротивление разного рода попыткам, в том числе американской стороны, по приостановке реализации этого проекта».

Парламентарий отметил, что природный газ в среднесрочной перспективе будет востребован в Европе и, особенно, в Германии, которая готовится вывести из эксплуатации атомные и угольные генерирующие мощности, для обеспечения надежного и экологичного энергообеспечения, создания низкоуглеродной энергетики. А Россия «готова, как и в последние 50 лет, обеспечивать бесперебойные и эффективные поставки». 

Депутат Бундестага Иоахим Пфайфер, в свою очередь, заявил, что «Германия не ставит под сомнение необходимость завершения проекта „Северный поток-2“ и его коммерческий характер». По его мнению, «совместные проекты в газовой сфере, действительно, показали свою выгодность для обеих стран, и нельзя ставить их под угрозу».

Но можно ли, действительно, общими усилиями российских и немецких депутатов защитить «Северный поток- 2» от санкционного давления США?

Ведь Вашингтон, скорей всего, не оставит попыток заморозить проект. Американский лидер Джо Байден уже дал это понять через своего пресс-секретаря Джен Псаки, которая недавно заявила, что президент считает «СП-2» «плохой сделкой для Европы».

Кроме того, санкции против газопровода заложены в оборонный бюджет США на 2021 год.

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателя Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова:

— Разумеется, предыдущие санкции США против «Северного потока-2» никуда не денутся. Отменить их не удастся.

Даже Байден, если бы он этого хотел, при всем желании не смог бы эти санкции снять, потому что введены они были федеральными законами, а не указами президента. И для того, чтобы прекратить действие этого федерального закона, нужно будет принять новый федеральный закон. А в США есть консенсус по поводу антироссийских санкций — и демократы, и республиканцы считают, что санкций нужно больше, они должны быть жестче и отменять их не следует ни в коем случае.

Так что, давить будут на Россию и дальше. Просто немножко риторика в диалоге с Европой поменяется. Не будут их так откровенно унижать, как это делал Трамп. Будут вести классические дипломатические переговоры, будут, так сказать, убеждать. Но с той же, по сути, целью, чтобы покупали американский сжиженный газ, а не покупали трубопроводный у России.

В этом плане, я сомневаюсь, что что-то изменится.

«СП»: — В чем смысл тогда всех этих договоренностей?

— Это скорей демонстрация того, что на уровне Евросоюза не должны быть приняты санкции против «Северного потока-2». Потому что именно это и убило бы, в общем-то, проект. Если ЕС запретит у себя строить или запретит использовать, то его и не будет.

Когда одна из сторон, которая реализует какой-то проект, запрещает его, то, конечно, реализовать его будет невозможно.

Вот для чего, наверное, посылают сигнал европейскому сообществу — что консолидированной позиции против «Северного потока-2» на уровне Европы нет. А принять санкции Евросоюз может только единогласным решением всех членов.

На прошлой неделе Европарламент принял резолюцию, в которой призвал к санкциям и блокированию проекта. Да и раньше они там неоднократно заявляли, что все это их беспокоит, что они против строительства… и т. д. Но сделать ничего не могут — их решения исключительно декларативны и необязательны к исполнению даже Еврокомиссией и Советом ЕС.

А вот, чтобы на уровне ЕС не были приняты санкции, надо показать, что есть хотя бы один участник, который против ограничений в отношении «Северного потока-2». В таком случае, санкции приняты не будут. И Германия в данном случае заранее дает понять, что она ограничительные меры не поддержит.

Плюс, возможно, это еще определенный сигнал Вашингтону: мол, «если вы, действительно, хотите вести какой-то диалог с Европой, восстанавливать американо-европейские отношения, тогда учитывайте наше мнение. А раз мы в этом проекте заинтересованы, не надо препятствовать строительству».

Я думаю, в этом смысл главный российско-германской встречи.

И в том, конечно, чтобы показать, что информационная шумиха, которая ведется вокруг газопровода далеко неоднозначна. Ведь, если судить по западным СМИ, создается ощущение, будто все против «Северного потока-2». Что у этого «ужасного проекта» нет ни одного сторонника. На самом деле, все не так — у проекта есть существенная поддержка. Весь европейский бизнес за него. Большинство стран европейских — за него. И только отдельные государства — Польша, Прибалтика, Украина, и какие-то «зеленые» против.

«СП»: — И все же недавно Газпром допустил приостановку или полную отмену проекта при резкой смене политической ситуации. Почему?

— Это было заявлено в меморандуме для инвесторов к новому размещению евробондов холдинга, а формат этого документа требует указать все риски. Вот Газпром эти риски и указал.

До этого участники других проектов указывали подобные вещи — что, если объект не будет достроен, они потеряют инвестиции и т. д.

Риск такой, конечно, есть. Ведь если европейцы запретят строительство «Северного потока-2», то тогда он не будет реализован.

Сейчас политическая конъюнктура в Европе, в принципе, позволяет его достроить. Потому что никаких санкций со стороны ЕС по отношению к «СП-2» нет. Строить его, с точки зрения европейского законодательства, можно.

Но если будут введены запрещающие санкции, тогда, соответственно, указанные риски реализуются. Здесь все по-честному.

Не факт, что это произойдет. Все будет зависеть от позиции Европы.

«СП»: — На этой неделе трубоукладчик «Фортуна» должен был возобновить работы на датском участке. Как там продвигаются дела?

— Были опасения, что санкции приведут к тому, что у «Фортуны» отзовут лицензию, но они пока не оправдываются. Судно на месте и уже готовится прокладывать трубу. Грубо говоря, они там цепляют один «хвост» — остаток газопровода, и начинают его строить от датской акватории в сторону России. На восток пойдут.

По всей видимости, это будет означать, что работать «Фортуна» будет только на мелководном участке. До этого в декабре она уже достроила несколько километров мелководного участка в Германии.

Возможно, в начале февраля к ней присоединится и «Академик Черский», который сейчас стоит в акватории немецкого порта Висмар, но к причалу даже не пристал. До места строительства он может дойти довольно быстро — буквально за день. Но будет занят именно на глубоководном участке.

Правда, пока конфигурация достройки непонятна. То ли сначала «Фортуна» закончит мелководный участок, а потом уже «Черский» пойдет дальше по глубоководью. То ли он пойдет ей навстречу, достраивая свой. Но определенно можно говорить, что стройка продолжается, и оба судна задействованы. Что касается сроков, то, думаю, месяца четыре-пять работы еще продлятся.

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 30.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики