Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков о конкуренции российского и американского СПГ: перспективы хорошие

И. Юшков о конкуренции российского и американского СПГ: перспективы хорошие

Сейчас в мире идёт конкуренция проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ). Самый привлекательный и быстрорастущий рынок – азиатский. Два основных конкурента в этой сфере – американский и российский проекты.

Российский проект интересен сразу по нескольким моментам: мы осваиваем Арктику, развиваем Северный морской путь (СМП). Север богат, но суров.

О том, какие перспективы есть у России в этой конкурентной борьбе, какие подводные части айсберга мы не замечаем в ежедневных новостных сводках, «Журналистская правда» поговорила с экспертом по энергетике, колумнистом Forbes Игорем Юшковым.

«У России в Арктике реализуется сразу несколько проектов. Там формируется целый кластер СПГ-заводов. Это, прежде всего, «Ямал СПГ». Ещё будет реализован «Арктик СПГ-2» и Омский СПГ. «Арктик СПГ-2» будет производить СПГ около 20 млн тонн в год. Омский СПГ планируется на 6 млн тонн. «Ямал СПГ» будет выдавать 19-20 млн тонн. Уже сейчас он работает со значительным превышением мощности. А в первом квартале 2021 года должны ввести ещё 4-ую очередь на 1 млн тонн.

Соответственно, только эти три проекта будут выдавать около 46 миллионов тонн СПГ. А у НОВАТЭКа есть ресурсная база как минимум ещё на 2 завода по 20 млн тонн. Там большой кластер.

Другой вопрос: а в Америке-то сколько будет производиться СПГ? Потому что заявок подано очень много. Не факт, что они все будут удовлетворены, что все будут построены. И пока не понятно, кто куда будет поставлять СПГ.

Тот же НОВАТЭК отправляет все свои грузы в Европу, а не в Азию. Хотя он уже два года полноценно работает. Но весь СПГ уходит в Европу. Они наращивают поставки в Азию, но тем не менее пока мало. При этом НОВАТЭК утверждает, что он просто перегружается в Европе, а конечным пунктом являются азиатские страны, страны Южной Америки. Но по статистике груз приходит в Европу. Куда дальше – не понятно.

Газпром обвиняет НОВАТЭК в том, что те вытесняют российский трубопроводный газ с европейского рынка, поставляя туда СПГ. И тут много вопросов, куда будут поставлять те самые арктические заводы, которые, по идее, должны пользоваться трассами Севморпути. Все предполагают, что они будут пользоваться ими в восточном направлении.

Вопрос стоит и в том, куда будут США отправлять свои грузы. Потому что с тех заводов, которые работают сейчас, в общем-то не американские компании экспортируют. Американские компании продали мощности по сжижению. По сути, они сдали заводы в долгосрочную аренду. А покупателями этих мощностей стали международные трейдеры. И они, когда сжижают газ и выводят его на международный рынок, просто смотрят, где сейчас цены выше. Поэтому не факт, что и тот, и тот СПГ придут именно на азиатские рынки.

Хотя, конечно, азиатский рынок больше, чем европейский, это самое перспективное направление.

Особенность арктических проектов, того же «Ямал СПГ» в том, что себестоимость добычи и себестоимость сжижения очень низкая. Чуть ли не одна из самых низких в мире среди СПГ-проектов. Потому что в Арктике надо тратить меньше энергии, чтобы охладить газ до -162 градусов, когда он становится жидким, по сравнению с Катаром, Австралией и США. Там стартовая температура значительно выше, а нам не надо столько энергии тратить. Поэтому «Ямал СПГ» и работает с превышением проектной мощности.

 

Но в то же время доставка газа довольно дорогая. Если мы везём его в Азию, это долгий ход. И требуются газовозы арктического класса. К «Ямал СПГ» было построено 15 газовозов класса «Арктик-7». Это самый высокий класс ледостойкости, они сами фактически как ледоколы. В Южную Корею было два рейса в январе – уникальные рейсы. В январе никто никогда не ходил там, тем более, без ледокольной проводки. Но наши два судна прошли.

 

Хотя эти суда дорогие. Чтобы доставить груз из США, подойдёт любой СПГ-танкер, их в мире много, их аренда стоит не дорого.

В феврале НОВАТЭК наметил несколько походов с Ямала в Азию, там уже будет ледокольное сопровождение. Именно из-за трудности пути сейчас доставка российского газа в Азию дорогая.

У американцев выше себестоимость добычи и производства СПГ, но ниже доставка, у нас же копеечная себестоимость самого газа, но при этом дорогая доставка. Поэтому сейчас российский и американский СПГ как раз-таки и конкурируют на азиатских рынках.

Но в будущем ситуация поменяется. Буквально лет через пять предполагается, что на Камчатке заработает перевалочный хаб, и у этого арктического танкера ход туда-обратно будет значительно меньше. То есть он дойдёт до Камчатки, там перегрузит СПГ на берег, с берега заберут обычные танкеры не ледового класса. А танкер ледового класса уйдёт обратно на Ямал, в Магадан. Так у них транспортное плечо значительно сократится.

 

В перспективе построят атомный ледокол «Лидер». Предполагается, что их построят три штуки. Он размером будет шире, чем нынешние ледоколы. Нынешние узкие, и танкер, который идёт за ними, шире, поэтому часть льда ему самому приходится колоть. А новый атомный ледокол класса «Лидер» будет шириной с танкер, мощностью 120 мегаватт – самое мощное судно в мире. И на высокой скорости он сможет проламывать любые льды. На коммерческой скорости. И вот как раз тогда круглогодично можно будет проводить танкеры быстро по Севморпути.

Да, пока не понятно, сколько будет стоить эта проводка. Но в перспективе эти два элемента: перевалочный пункт на Камчатке, который сократит сам ход танкера ледового класса, и сопровождение «Лидерами» позволят конкурировать с американцами и выигрывать эту конкуренцию.

 

Если мы говорим про российский СПГ, то перспективы у него довольно хорошие.

Сейчас ещё активно обсуждается углеродный след от американского СПГ, от российского. И у нас в этом плане очень хорошие показатели. У американцев считается один из наиболее климатически грязных СПГ. Они добывают газ с помощью гидроразрыва пласта – это уже высокий углеродный след. Потом его доставляют до побережья, там сжижают, потом доставляют, и в итоге в сумме выбрасывается много парниковых газов.

У наших проектов меньше. У «Ямал СПГ» меньше. Сахалинский проект очень хороший, находится прямо около рынков сбыта, до Японии там день пути. Там очень экономически успешный проект.

Но тут в чём ещё загвоздка. Для компании это очень экономически успешный и прибыльный проект. Но для государства – большой вопрос. Что он даёт государству? «Ямал СПГ» освобождён от НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), от налогов на газ, на газовый конденсат, от экспортной пошлины, от многих-многих-многих налогов на 12 лет, либо до определённых объёмов добычи. Поэтому пока «Ямал СПГ» ничего государству не даёт. И последующие проекты тоже будут иметь аналогичные льготы. И только лет через 12, если не пролоббируют пролонгацию этих льгот, начнут платить налоги. Поэтому пока что этот проект ничего бюджету не даёт. Должно пройти значительное количество лет, чтобы он начал давать бюджету отдачу.

А государство тратит на него прилично денег. Ледоколы строятся за счёт бюджета. Порт построен за счёт бюджета. Аэропорт построен за счёт бюджета. Много вливаний идёт в этот проект, а отдача пойдёт не скоро. Посмотрим, что получится в итоге.

Но если мы говорим про международную конкуренцию проектов в разных странах, то у нашего арктического кластера всё довольно хорошо. Есть гораздо более слабые игроки с очень высокой себестоимостью. Австралия, африканские проекты, те же США с высокой себестоимостью СПГ. Часто говорят, что он в Европе конкурирует с нашим газом, но если мы посчитаем себестоимость американского СПГ, то часто выходит, что они торгуют в убыток. Поэтому с американскими СПГ-проектами не всё так гладко».

Источник: Журналистская правда, 04.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики