Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Верить информации о снятии санкций с «Северного потока-2» не стоит − аналитик

Верить информации о снятии санкций с «Северного потока-2» не стоит − аналитик

Все обсуждения вокруг «Северного потока-2» сводятся к тому, чтобы не допустить новые санкции на эксплуатацию трубопровода. Ведь тогда пострадает не только Россия, но и Германия. Поэтому надеяться на снятие существующих санкций не стоит, но есть большие шансы, что новых ограничений не будет. Такое мнение Общественной службе новостей высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Во вторник немецкие СМИ сообщили о готовности США рассмотреть снятие санкций с «Северного потока-2». Якобы от России требуется взамен сохранить объемы поставок газа через Украину. Также аналитики заявляют, что Германия борется за строительство трубопровода, несмотря на многочисленные препятствия.

«Странная информация поступает из немецких СМИ о том, что якобы США готовы снять санкции. Потом поступила информация, что готовы, но при определенных условиях, что с Украины не будет снимать транзит. Это еще более странно, ведь Северный поток-2 строят как раз для того, чтобы снять транзит с Украины. Какой смысл его достраивать, пусть даже без санкций, если невозможно будет его загрузить? Загрузить его можно только сняв объемы транзита с Украины. Думаю, немецкие СМИ передают неточную информацию. Невозможно даже технически снять санкции, которые уже введены. Потому что запрет на строительство введен федеральным законом США об оборонном бюджете на 2020 год. В нем были зашиты запреты по оказанию услуг по строительству и финансированию Северного потока-2. И в декабре 2020 очередной закон подтвердил эти санкции», − отметил Игорь Юшков.

Новая администрация Белого дома не может самолично снять санкции, напомнил аналитик. Чтобы их отменить нужен очередной федеральный закон. В существующих условиях, когда на протяжении многих лет накачивалась антироссийская идеология, его принятие невозможно.

«Это один из немногих вопросов, по которому есть консенсус между демократами и республиканцами. Они все согласны, что санкции надо оставить и принять еще более жесткие меры. В США уже рассматриваются новые законопроекты, предусматривающие санкции против Северного потока-2. Там несколько формулировок разной степени жесткости, но в каком-то виде они все-таки дойдут до реализации. Вопрос только в каком. Немцы весь 2020 год лоббировали облегчение текстов, стараясь убрать пункты о запрете на ввод в эксплуатацию и запрет на обслуживание. Потому что эти санкции коснутся уже и Германии», − подчеркнул эксперт.

После завершения строительства «Газпром» легко соберет необходимые документы, содержащиеся в требованиях немецкого законодательства, для ввода газопровода в эксплуатацию. Но если будет введен запрет от США, ФРГ окажется перед сложным выбором. Германии придется исполнить собственные законы, но оказаться под санкциями, либо соблюсти санкции и собственные законы не выполнять. А, значит, подтвердить отсутствие суверенности.

«Чтобы не оказаться в этом положении, немцы весь 2020 год лоббировали свои интересы. И когда говорят о дискуссии между ФРГ и США, речь касается скорее новых секционных пакетов, а не уже принятых. Что касается договоренностей о том, что санкции снимут взамен на гарантии, что не будет снят транзит через Украину, Россия на эту историю уже попадалась. В 2019 году явно шли точно такие же переговоры в трехстороннем формате. Убеждали, что если будет подписан новый транзитный договор с Киевом, это докажет, что Северный поток-2 не является политическим проектом на уничтожение Украины. И вот «Газпром» подписал 5-летний контракт на транзит газа через Украину, а санкции все равно ввели. Поэтому нет смысла верить американцам, что они снимут санкции, когда это очевидно не так. Россия выполнила договоренность и теперь в течение 21-24 гг. «Газпром» обязан качать через Украину 40 млрд кубов газа в год. Контракт четкий, тарифы высокие. Поэтому верить на слово и принимать условия больше не будут», − убежден Игорь Юшков.

По мнению аналитика, позиция США в отношении «Северного потока-2» не изменилась, поменялась лишь риторика диалога с Европой. Если Трамп открыто говорил, «вы жулики и должны покупать газ у США, а не у России, потому что недоплачиваете на оборону», то Байден политик старой школы. Новый президент будет улыбаться на камеру говорить о том, что учитывает интересы европейских партнеров, но будет продвигать американские товары.

«Тем не менее, думаю, немцам удастся пролоббировать отсутствие санкций за эксплуатацию газопровода. Россия пострадает только от санкций на его строительство. Поэтому компании-собственники судов-трубоукладчиков, и, возможно, судов-снабжения (они тоже могут попасть в черные списки) будут банкротить. То есть сначала суда передавались неизвестным компаниям типа ООО Ромашка, которые потом не жалко отдать под санкции. Правда не известно, удастся ли безболезненно передать “Академика Черского” обратно «Газпром флоту». Четкие процедуры даже в американском законодательстве не прописаны», − пояснил специалист.

Автор: Инга Ланская

Источник: Общественная служба новостей, 05.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики