Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: Латвия терминал СПГ построит, а покупать газ с него будет некому (аудио)

Юшков: Латвия терминал СПГ построит, а покупать газ с него будет некому (аудио)

Латвия может наступить на те же грабли, что и Литва: терминал СПГ обходится далеко не дешево, но газ с него покупать никто не хочет, и власти к этому законодательно принуждают

Как заявил экс-министр экономики Ральф Немиро, строительство регазификационного терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Скулте не придаст Латвии энергетической независимости. По его словам, такой терминал может существовать только при финансовой поддержке государства, иначе не сможет конкурировать с российским трубопроводным газом. Немиро подчеркнул, что РФ в любой момент может снизить цену на свой газ и разорить терминал в Скулте.

Такой терминал не может рентабельно существовать без поддержки государства, подтвердил Sputnik Латвия эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Необходимо субсидирование, и с точки зрения экономики строить СПГ-терминал нерационально - гарантий возврата инвестиций никто не дает. Сжиженный природный газ традиционно становится дороже, чем российский трубопроводный, а гарантии, что тебе все вовремя привезут, нет", - констатировал Юшков.

Эксперт рассказал, что в нынешнем отопительном сезоне в Азии начались морозы, и весь СПГ из Европы ушел.

"Все поехали зарабатывать в Азию. Если ты хочешь получить СПГ, то заплати такую же цену, как азиатские потребители, потому что все танкеры были направлены туда. Этой зимой цены в Азии достигали рекордного значения в тысячу долларов за тысячу кубометров", - отметил собеседник Sputnik.

Если Латвия рассчитывает получать газ по российской трубе, а СПГ-терминал будет добавочным, то встает вопрос о цели строительства, подчеркнул Юшков.

"Построить сам терминал и подвести по побережью необходимую инфраструктуру - недешевое удовольствие, и эти затраты долго не окупятся. Можно пытаться сыграть на разнице цен, выхватывая отдельные дешевые партии СПГ, но выгода от этого не окупит затраты на строительство. Это показывает и литовский опыт", - указал аналитик.

Юшков пояснил, что строить СПГ-терминал в каждой стране с небольшим объемом потребления означает создавать дополнительную конкуренцию за газ, а не за рынок сбыта - это идет на пользу поставщику, а не потребителям. По мнению эксперта, Латвия рискует повторить опыт соседей, когда власти будут вынуждать потребителей покупать газ с терминала.

"С самого начала в Прибалтике предполагалось строить один терминал на всех, причем именно в Латвии, и затраты на него планировали распределять на все страны. Однако Литва выхватила проект себе и построила терминал в Клайпеде. Руководствуясь желанием мести соседям, Латвия может наступить на те же грабли, что и Литва: терминал построят, а покупать газ с него будет некому", - предупредил Юшков.

Аналитик указал, что в Литве нет ни одного независимого потребителя, который покупал был газ с Клайпедского терминала. "Единственный долгосрочный контракт заключен государственной компанией Litgas с Норвегией. Там СПГ был дороже, и Вильнюсу пришлось законодательно обязать крупных потребителей покупать часть сырья с терминала. СПГ просто никто не хотел брать - он был дороже трубопроводного, пришлось заставлять. То же самое может грозить и Латвии", - заключил Юшков.

Вильнюс в 2014 году решился на использование СПГ-терминала, чтобы избавиться от энергетической монополии России. Однако импортеры в силу экономических причин регулярно отдают предпочтение российскому сырью. Терминал регулярно принимает партии сжиженного природного газа из РФ.

Источник: Sputnik Латвия, 05.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики