Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков: Латвия терминал СПГ построит, а покупать газ с него будет некому (аудио)

Юшков: Латвия терминал СПГ построит, а покупать газ с него будет некому (аудио)

Латвия может наступить на те же грабли, что и Литва: терминал СПГ обходится далеко не дешево, но газ с него покупать никто не хочет, и власти к этому законодательно принуждают

Как заявил экс-министр экономики Ральф Немиро, строительство регазификационного терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Скулте не придаст Латвии энергетической независимости. По его словам, такой терминал может существовать только при финансовой поддержке государства, иначе не сможет конкурировать с российским трубопроводным газом. Немиро подчеркнул, что РФ в любой момент может снизить цену на свой газ и разорить терминал в Скулте.

Такой терминал не может рентабельно существовать без поддержки государства, подтвердил Sputnik Латвия эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Необходимо субсидирование, и с точки зрения экономики строить СПГ-терминал нерационально - гарантий возврата инвестиций никто не дает. Сжиженный природный газ традиционно становится дороже, чем российский трубопроводный, а гарантии, что тебе все вовремя привезут, нет", - констатировал Юшков.

Эксперт рассказал, что в нынешнем отопительном сезоне в Азии начались морозы, и весь СПГ из Европы ушел.

"Все поехали зарабатывать в Азию. Если ты хочешь получить СПГ, то заплати такую же цену, как азиатские потребители, потому что все танкеры были направлены туда. Этой зимой цены в Азии достигали рекордного значения в тысячу долларов за тысячу кубометров", - отметил собеседник Sputnik.

Если Латвия рассчитывает получать газ по российской трубе, а СПГ-терминал будет добавочным, то встает вопрос о цели строительства, подчеркнул Юшков.

"Построить сам терминал и подвести по побережью необходимую инфраструктуру - недешевое удовольствие, и эти затраты долго не окупятся. Можно пытаться сыграть на разнице цен, выхватывая отдельные дешевые партии СПГ, но выгода от этого не окупит затраты на строительство. Это показывает и литовский опыт", - указал аналитик.

Юшков пояснил, что строить СПГ-терминал в каждой стране с небольшим объемом потребления означает создавать дополнительную конкуренцию за газ, а не за рынок сбыта - это идет на пользу поставщику, а не потребителям. По мнению эксперта, Латвия рискует повторить опыт соседей, когда власти будут вынуждать потребителей покупать газ с терминала.

"С самого начала в Прибалтике предполагалось строить один терминал на всех, причем именно в Латвии, и затраты на него планировали распределять на все страны. Однако Литва выхватила проект себе и построила терминал в Клайпеде. Руководствуясь желанием мести соседям, Латвия может наступить на те же грабли, что и Литва: терминал построят, а покупать газ с него будет некому", - предупредил Юшков.

Аналитик указал, что в Литве нет ни одного независимого потребителя, который покупал был газ с Клайпедского терминала. "Единственный долгосрочный контракт заключен государственной компанией Litgas с Норвегией. Там СПГ был дороже, и Вильнюсу пришлось законодательно обязать крупных потребителей покупать часть сырья с терминала. СПГ просто никто не хотел брать - он был дороже трубопроводного, пришлось заставлять. То же самое может грозить и Латвии", - заключил Юшков.

Вильнюс в 2014 году решился на использование СПГ-терминала, чтобы избавиться от энергетической монополии России. Однако импортеры в силу экономических причин регулярно отдают предпочтение российскому сырью. Терминал регулярно принимает партии сжиженного природного газа из РФ.

Источник: Sputnik Латвия, 05.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики