Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Миф об энергозависимости от РФ не поможет эстонцам построить АЭС

Миф об энергозависимости от РФ не поможет эстонцам построить АЭС

Мечты Эстонии об атомной станции напоминают сказки о Ходже Насреддине, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич.

Эстонская компания Fermi Energia начала переговоры с властями по строительству АЭС в волости Виру-Нигула. Компания планирует возвести малый модульный реактор. 

Такой тип АЭС имеет мощность до 300 МВт, строится на заводе, а на месте только собирается. Примером малых реакторов является уникальная плавучая АЭС «Академик Ломоносов», введенная в России в эксплуатацию в 2019 году.

Эстонские власти живут в фантазиях

Преимущества таких АЭС понятны: они высокомобильны, проще в эксплуатации, высокобезопасны и могут обеспечить электроэнергией замкнутые промышленные и гражданские объекты. По этому направлению уже накоплен большой технологический опыт. 

Особый интерес к малым АЭС проявляют РФ, США, Китай, Аргентина и другие страны мира, но применительно к Эстонии нельзя игнорировать, что перед нами малое, дотационное, промышленно неразвитое и экономически слабое государство ЕС.

Малый модульный реактор стоит дешевле стационарной АЭС, но он все равно потребует миллиарды долларов, а их у эстонцев нет. В 2021 году доля иностранных субсидий в эстонском государственном бюджете выросла до 11,4%.

Эстонцы не могут решить проблемы без помощи европейских фондов развития и даже берут прямые кредиты. Из-за этого финансирование энергоэффективности, предпринимательства, науки и других секторов эстонской экономики находится на низком уровне.

В такой ситуации разговоры об АЭС выглядят странно и напоминают проект FinEst – железнодорожного туннеля из Финляндии в Эстонию по дну Балтийского моря. Туннель требует десятков миллиардов долларов, которых нет ни у финнов, ни у эстонцев.

«Существуют знаменитые сказки о Ходже Насреддине – бухарском шутнике и просто веселом человеке. Он рассказывал о том, что ему один эмир подарил осла и мешок золота с поручением за 20 лет научить осла читать священные книги», - заключает Межевич. 

Когда Ходжа Насреддин рассказывал эту сказку, его друзья рассуждали про опасность обещания: «Если ты не выполнишь поручение эмира, тебе отрубят голову». Однако Ходжа на это отвечал, что «через 20 лет или я умру, или эмир умрет, или в конце концов осел».

«Любой эстонский политик, заявляющий о строительстве туннеля в Австралию или о проекте АЭС исходит из логики Ходжи Насреддина (пусть и, конечно, не читал эти сказки) и рассчитывает, что отвечать ему за это не придется», - констатирует Межевич.

Население Эстонии составляет 1,3 млн человек, там нет большой промышленности, поэтому атомная генерация эстонцам не нужна. ЕС точно не даст денег на такой проект – после аварии на АЭС «Фукусима-1» данное энергетическое направление в Европе было заморожено.

«Перед нами политическая демагогия. Проект обсуждается в течение трех-четырех лет, но становится все более нереалистичным. В Эстонии продолжаются политические игры: правительству и партиям данной страны нужно показать, что они заботятся о гражданах», - резюмирует Межевич. 

Эстония поставила цель отказаться от потребления угля в 2035 году: строительство АЭС лоббируется в этом контексте. Однако атом противоречит европейской энергетической политике, пусть формально соответствует линии углеродной нейтральности.

ЕС не поддержит эстонцев

Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» назвал нереалистичным эстонский атомный проект.

«Перспективы строительства АЭС в государствах Прибалтики выглядят зыбкими. Подобные планы вызовут протесты жителей Эстонии, потому что в мире и ЕС возникло предвзятое отношение к атомной энергетике», - заключает Перов.

Эстонскому и любому европейскому правительству, собирающемуся реализовать атомный проект, предстоит непростая задача по убеждению населения в его целесообразности. Одно дело об этом публично говорить, а другое – работать в данном направлении.

«Не думаю, что на выборах в Эстонии сможет победить партия или отдельные политики, которые заявят в предвыборной программе, что они собираются построить атомную станцию. Страхи по отношению к атомной энергетике существуют в ЕС, поэтому не думаю, что они куда-то денутся в ближайшие десятилетия», - резюмирует Перов.

Для реализации этого проекта потребуются спонсорские деньги и согласие ЕС. В Прибалтике прекрасно помнят о вхождении в ЕС, когда Литва взяла на себя обязательство закрыть Игналинскую АЭС. 

«Новая климатически ориентированная политика ЕС в сфере инвестиций не предполагают поддержки АЭС. Там поддерживают проекты, которые включают климатическую, экологическую и гуманитарную составляющие», - констатирует Перов.

Проект эстонской АЭС не получит поддержки от ЕС даже в случае, если он будет подаваться под соусом борьбы с энергозависимостью от РФ.

«Эстонцам всегда могут сказать: «постройте СПГ-терминал и покупайте сырье в любой точке мира». Официального отрицания атомной энергетики в ЕС нет, но если посмотреть на выступления политиков и экспертов, она получила там статус «нон-грата»», - заключает Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики