Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Главное — достроить

Главное — достроить

Эксперт Константин Симонов о судьбе «Северного потока-2»

Вокруг «Северного потока – 2» в последнее время наблюдается ажиотаж. Германия в лице министра окружающей среды ФРГ заявила, что ни о «каких-либо грязных сделках» с США речи никогда не шло (речь об инвестициях в американский СПГ в обмен на снятие санкций на газопровод), глава немецкого Минфина посчитал отказ от трубы равносильным лишению Берлина рычагов влияния на Россию, а «Газпром» пообещал завершить строительство в апреле. При этом Европа с начала года резко нарастила закупки российского газа: Турция +30,5%, Германия +35,5%, Франция +43,7%, Польша +63,7%, Италия +112,7%. Что значит вся эта суета и можно ли сказать, что проблемы «Северного потока – 2» позади, «Московским новостям» рассказал глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Константин Васильевич, как удалось продолжить работы без швейцарских страховщиков (Zurich Insurance Group) и сертификатов от норвежской Det Norske Veritas — Germanischer Lloyd? 

Представители оператора проекта не разъясняют этого и правильно делают. Потому что тут же получат новые санкции. Но сам факт того, что трубоукладочная баржа «Фортуна» начала работу на датском участке, свидетельствует, что проблемы со страховкой и сертификатами решены. Если бы у «Фортуны» не оказалось нужных документов, датские регуляторы не дали бы ей сделать ни шагу, точнее, ни одной морской мили. Их молчание красноречивее любых заявлений.

Мы можем лишь предполагать, каким было решение. В январе в России за несколько дней была зарегистрирована страховая компания «Константа» с уставным капиталом в 500 млн. рублей. Не исключено, что она взяла на себя страховые риски по проекту. Рано или поздно имя страховщика все равно станет известно публике и санкций ему не избежать. Но его за этим и создавали. Вот ввели санкции против собственников «Фортуны», и что?

Де-юре судно принадлежит компании-«пустышке», созданной только ради того, чтобы принять на себя санкционный удар. Этот выстрел оказался холостым. 

Ходили слухи, что под санкциями может оказаться немецкий порт, где хранились трубы, но пока обошлось. Я все же с трудом представляю американские санкции против немецкого порта. 

При этом второе трубоукладочное судно — «Академик Черский» — до сих пор в порту. Возможно, проблемы сертификации его нового оборудования до конца не решены. Утверждают, что «Фортуна» и одна справится с заданием к майским праздникам, но с «Черским» это было бы быстрее и надежнее.

— А куда спешить?

Во-первых, риски новых санкций сохраняются. Официальный представитель Госдепа Нед Прайс заявил, что США будут «отслеживать деятельность по завершению и сертификации трубопровода» и тогда рассматривать «решение о применимости санкций», но это не значит, что в реальности они будут ждать. 

Чем ближе к завершению строительства, тем острее ситуация. Санкции становятся раз от раза действеннее и изощреннее. 

После декабря 2019 года «Газпрому» пришлось переоборудовать «Черского» после того, как трубоукладчики швейцарской компании Allseas Group SA ретировались из района работ за одну ночь. Через год история повторилась, и проект покинули упомянутые вами компании из Швейцарии и Норвегии. И все это было при [бывшем президенте США Дональде] Трампе. Как изменится ситуация при [президенте США Джозефе] Байдене, пока не ясно.

С одной стороны, он верен «линии партии» на борьбу с Россией как «неправильной страной» (потому Байден и твердит мантру, что «проект плохой»), с другой, намерен вернуться к Трансатлантическому партнерству, которое его предшественник столь изрядно подкосил. По крайней мере, в новом военном бюджете США есть пункт, что Штаты обязуются провести консультации с руководством Евросоюза, Норвегии, Швейцарии и Великобритании до принятия новых санкций. Что ж, диалог с немцами был бы полезен...

— Так это правда, что Германия заинтересована во втором «Потоке» больше России?

Интерес тут обоюдный. Германия — крупнейший потребитель российского газа в Европе (его доля в энергобалансе страны более 50%). И эта доля, по всем расчетам, будет расти: под давлением «зеленых» немецкие власти анонсировали выход из атомной и угольной генераций. Их требуется заменить, но не возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ): их доля в энергобалансе страны и без того велика, они дороги и не всегда доступны, так как серьезно зависят от погоды. Яркий пример — холода начала 2021 года. По дороговизне электроэнергии с Германией может конкурировать только Дания, где ВИЭ еще больше распространены. Так что заменить уголь и атом можно только на газ. И поставки российского трубопроводного газа — самый простой и дешевый выход из ситуации.

— А как же американский или катарский сжиженный газ (СПГ)?

Немцы готовы принимать СПГ, но он дороже. Возможно, поэтому строительство новых терминалов не всегда находит нужную поддержку. Яркий пример: осенью 2020 года компании Uniper SE (кстати, входящей в консорциум по строительству второго «Потока») не удалось собрать нужное число заявок на строительство такого СПГ-терминала.

А вот от реализации «Северного потока – 2» Германия дважды выигрывает: во-первых, получает «голубое топливо» для собственных нужд по комфортным ценам. Во-вторых, превращается в крупного транзитера газа в Европе.

Теперь Россия. Для нее этот газопровод — самый дешевый вариант поставок газа в Европу. Не стоит забывать, что базой для второго «Потока» стали месторождения на Ямале, и прежде всего Бованенковское. Достаточно взглянуть на глобус: кратчайший путь с полуострова Ямал в Европу — через Балтику. Гандикап — 1900 километров трассы по сравнению со старым маршрутом «Уренгой – Помары – Ужгород». А это огромная экономия на транспортировке. И бесспорный козырь в конкурентной борьбе за европейский рынок. Понятно, что наши конкуренты сильно недовольны. И поэтому сознательно политизируют российский проект.

— Пошел слух, что санкциями США могут вынудить Россию продать трубу им...

Чем ближе дата окончания строительства, тем большее число бредовых идей крутится в эфире. Например, в одной немецкой газете было напечатано якобы письмо Байдена примерно с таким текстом: США не будут препятствовать достройке «Северного потока – 2», если немцы убедят Кремль сохранить транзит газа через Украину. 

Мне не верится, что президент США настолько не в курсе ситуации, если предлагает заведомо невыполнимый вариант. 

Зачем нужно было затевать столь дорогостоящее строительство, как не затем, чтобы выиграть на сокращении издержек и упразднении украинского транзита с переплатой за него? Сейчас Украина получает за транзит российского газа по 2–2,5 млрд долларов в год. И это — немаловажная статья ее бюджетных доходов. В Брюсселе и Вашингтоне не собираются заменять нас как плательщиков.

Также пишут, что Байден потребует от России организовать транзит водорода через Украину. Это даже комментировать всерьез нельзя. А до этого предлагали под водород использовать одну из труб «Северного потока – 2». И это из области ненаучной фантастики. Трубы, рассчитанные на прокачку метана, не подходят для транспортировки что водорода, что молока — ну если и такие фантазии появятся. К тому же рынка водорода в Европе пока не существует. Многие там ратуют за использование «зеленого водорода» (производимого из возобновляемой энергии), но его цена запредельная, и никакие субсидии тут не помогут. «Голубой водород» (из метана) — тоже не выход, потому что пока не подходит ЕС по экологическим стандартам.

«Газпром» уже вбросил идею производить «метановодород» путем смешивания «зеленой» энергии и метана, но пока этот план у европейцев не нашел одобрения. Хотя сама по себе тема вполне способна немного защитить проект «Северный поток – 2» от угрозы новых санкций. Немцы задумались: в Померании уже создан специальный Экологический фонд, который должен взять на себя часть санкционных рисков в дальнейшем. Посмотрим, как будет работать эта схема.

— То есть министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер не кривит душой, говоря о том, что Германия в случае замораживания второго «Потока» теряет больше России?

В чем-то он прав. Россия ведь может сохранить нынешние объемы поставок газа в Европу, благодаря «Северному потоку – 1» и маршрутам через Белоруссию и Украину. Понятно, что последний маршрут обойдется нам дороже. Но он физически есть. Мы потеряем в деньгах, но не в доле на рынке. Но стратегически без «Северного потока – 2» российский газ становится дороже, значит, мы для сохранения его конкурентоспособным с тем же СПГ должны будем снижать маржу экспорта. 

У Германии действительно ситуация сложнее. Многие думают, что ее потери ограничатся внесенными инвестициями. На самом деле это далеко не главная беда. 

Примерные инвестиции в СП-2 оцениваются в 9 млрд евро. Как известно, они поделены пополам между «Газпромом» и консорциумом иностранных партнеров, которым польское антимонопольное ведомство не разрешило быть акционерами проекта. Партнеров пятеро, каждый вложил в проект менее 1 млрд. евро. Немецких компаний из пяти сразу две, но сумма все равно не выглядит шокирующей. Главная проблема совсем в другом — без СП-2 Германия не получит более дешевый российский газ в нужных объемах. Цену транзита через Украину придется брать на себя немецким потребителям. Кроме того, Германия не сможет сама зарабатывать на транзите российского газа.

— Стало быть, правы американские сенаторы — авторы новых готовящихся санкций, которые намерены возложить на госсекретаря обязанность уговорить немецкие власти отступиться от проекта?

Они немного опоздали. Нужно было «уговаривать» правительство Дании, чтобы не давало разрешения на прокладку трубы. Хотя юридическая заковырка могла быть и в этом случае. Газопровод является транспортом и поэтому регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982. А запретить проход судов в экономической зоне нельзя. Но «Газпром» решил не идти на конфликт, грозивший длительными судами, а запросить «добро» у датчан. Они тянули как могли.

Но тут нам, похоже, единственный раз в контексте СП-2 помог Трамп: после того, как он предложил отдать США Гренландию, что привело к скандальной отмене визита Трампа в Копенгаген, Дания тут же выдала разрешение на стройку. Понятно, что без политической поддержки Германии тут не обошлось.

— Немецкий настрой сохранится и после ухода [канцлера Германии Ангелы] Меркель с поста канцлера?

Интересный вопрос. Ангела Меркель — сильный политик с превосходным знанием реальных потребностей экономики страны. Ее личное негативное отношение к целому ряду заявлений и действий Владимира Путина не привело к тому, чтобы увязать строительство «Северного потока – 2» с каким-либо из санкционных кейсов. Последнее предложение Европарламента и ряда американских политиков — увязать будущее второго «Потока» с вопросом о судьбе [оппозиционера Алексея] Навального — также не нашло у нее поддержки. Окажется ли способен ее преемник на посту главы Христианско-демократического союза Армин Лашет на столь же взвешенную и прагматичную позицию? Пока он поддерживает проект и также предлагает разделить вопросы строительства газопровода и будущего Навального. Но что будет, когда он станет канцлером? Тогда ему самому придется выдерживать прямое давление со стороны Вашингтона, и окажется ли способен на это «сын шахтера», как он себя называет?

Тем более, что не исключено усиление давления не только из-за Атлантического океана. Есть шанс, что в новую правящую коалицию могут войти «зеленые», а это единственная партия Германии, выступающая против СП-2. Они полны решимости добиться отхода страны не только от атома и угля, но и от газа. Хотя вряд ли их слово окажется решающим, по всем расчетам, «зеленые», если и прорвутся во власть, то окажутся миноритариями в новой правящей коалиции. Но, как бы то ни было, уход Меркель — риск для проекта.

— И каков вывод?

Строительство желательно завершить если не к маю, то хотя бы к сентябрю, когда в Германии и пройдут выборы. Это не исключает последующих санкций со стороны США к уже достроенному трубопроводу и попыток Еврокомиссии участвовать в его регулировании (такую возможность дает «Третий энергопакет», специально распространенный на морские трубы). Но эти проблемы также имеют варианты решения. 

Все-таки самый принципиальный вопрос — это завершение стройки. После драки махать кулаками оппонентам газопровода будет уже не так весело.

Автор: Светлана Сухова

Источник: Moscow Daily News, 15.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики