Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2»: Бросить нельзя использовать

«Северный поток-2»: Бросить нельзя использовать

Несмотря на заверения властей РФ, газопровод может простаивать даже после завершения строительства

Вице-премьер России Александр Новак исключил риск неиспользования газопровода «Северный поток-2» после завершения его строительства. По словам чиновника, законность строительства проекта и заинтересованность в нем европейских партнеров делают такое развитие событий маловероятным.

«Я не думаю, что есть именно такие риски, потому что в этом заинтересованы наши европейские партнеры, и этот проект полностью соответствует европейскому законодательству, здесь просто есть такая конкурентная борьба со стороны американских партнеров, которые хотят поставлять свой сжиженный природный газ в Европу, то есть, по сути дела, это нерыночные методы конкуренции», — сказал Новак в интервью 14 февраля.

Вице-премьер сообщил, что газопровод завершен уже более чем на 95% и напомнил, что это коммерческий проект, который реализуют иностранные компании, заинтересованные поставках газа из России. 

Тем не менее, как отметил генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, сначала нужно хотя бы достроить газопровод, что еще не гарантировано, и только потом говорить о его эксплуатации. Тем более что давление на проект продолжается. 13 февраля депутат шведского парламента Бьёрн Седер направил запрос министру иностранных дел Анн Линде о том, намерена ли она предпринять какие-либо шаги для убеждения Германии отказаться от участия в проекте строительства газопровода «Северный поток — 2», который «является угрозой политике безопасности и делает Европу зависимой от российского гaза».

Американские власти тоже не собираются забывать о газопроводе и снимать с него санкции, но, по сообщениям СМИ, ведут активные переговоры с Берлином с тем, чтобы разрешить его строительство в обмен на определенные уступки. На днях немецкие власти опровергли новость о том, что они якобы предложили Вашингтону «грязную сделку» — вложение миллиарда евро в американскую индустрию сжиженного газа, если им разрешать использовать «Северный поток-2».

Так что даже строительство газопровода сопряжено с трудностями. Но и с эксплуатацией, по мнению Константина Симонова, могут возникнуть проблемы, так как нельзя исключать, что газопровод действительно будет простаивать или не будет использоваться на полную мощность.

— В последнее время все стали снова обсуждать, как газопровод будет эксплуатироваться, но на самом деле задача номер один — физически его достроить. Мне кажется, что дискуссия на тему, что будет дальше, преждевременна. Вопрос не в том, на сколько процентов готов газопровод. Он был завершен на 95%, еще когда над ним работали швейцарские трубоукладчики. Они могли завершить его и на 99%. Главный вопрос в том, сможем ли мы закрыть оставшиеся пять или один процент своими силами. Способна ли баржа «Фортуна» завершить строительство трубы? По моим оценкам, способна. Но окончательный ответ мы получим весной.

«Фортуна» начинала работы, прекращала, в конце прошлой недели опять их остановила. Но сейчас на Балтике сезон штормов, поэтому такие перебои меня совершенно не удивляют. Естественно, что мы столкнулись с определенными сложностями, и по февралю делать окончательные выводы еще рано. Подождем весны, время еще есть. Главный вопрос в том, способны ли «Фортуна» и «Академик Черский» завершить строительство в датских водах, так как это самый глубоководный участок из оставшихся.

Поэтому говорить сейчас об эксплуатации газопровода преждевременно, хотя вполне понятно, почему уже возникают опасения.

«СП»: — То есть риски, что если «Северный поток-2» достроят, он будет простаивать, есть?

— Очевидно, что риски есть. Не случайно Европейская комиссия принимала решение о распространении Газовой директивы ЕС на морские газопроводы. Борьба вокруг «Северного потока-2» с его достройкой не закончится.

Я вижу несколько этапов этой борьбы. Этап первый — это борьба с сами строительством газопровода. Если мы берем эту крепость и достраиваем его, начнется вторая линия обороны наших оппонентов — введение в эксплуатацию. Это вопросы с сертификацией, со страховкой, с разрешениями. Уверен, что США попытаются спровоцировать европейцев признать, что «Северный поток-2» вообще не может заработать. Например, норвежская компания Det Norske Veritas, которая сертифицировала первый «Северный поток», проект покинула. В связи с этим возникают определенные нюансы, но они решаемы.

У нас есть юридические аргументы против всех этих возражений и, думаю, этот редут мы тоже преодолеем и докажем, что газопровод может эксплуатироваться. После чего начнется третья линия обороны — вопрос применения Третьего энергопакета ЕС, то есть вопрос вторых 50% загрузки газопровода.

Третий энергопакет дает право собственнику использовать только половину мощности газопровода, и вся интрига развернется вокруг второй половины. С юридической точки зрения у нас есть шанс загружать трубу полностью. В Третьем энергопакете прописаны определенные возможности относительно эксплуатации второй половины. Не вдаваясь в детали, там есть схема, которая позволяет выставлять на аукцион оставшуюся мощность и дальше ее приобретать самим. Не сложно догадаться, что вряд ли найдется еще какая-то компания, которая выкупит мощность газопровода на входе в Ленинградской области. Но вопрос о том, какой будет правоприменительная практика и удастся ли эти положения использовать.

«СП»: — В каком смысле?

— В этом вопросе сойдутся две принципиальных позиций. Первая заключается в том, что в Европейском Союзе хоть как-то сохраняются принципы римского права. Пусть рухнет мир, но восторжествует юстиция, что написано в законе, нужно выполнять в любом случае и так далее. С другой стороны, в последние годы в газовой сфере мы стали свидетелями некоторых совершенно фантастических решений, которые полностью разрушают принципы римского и европейского права, например, принцип равенства сторон в процессе.

Можно вспомнить подзабытую историю с судами «Газпрома» и «Нафтогаза», когда Стокгольмский арбитраж заявил, что Украина за нарушение контракта «бери или плати» платить штраф не должна, потому что в стране сложилась тяжелая экономическая ситуация. А «Газпром» за нарушение принципа «качай или плати» платить штрафы должен, потому что в России экономическая ситуация лучше.

Это совершенно абсурдное решение, особенно учитывая, что по «бери или плати» были прописаны конкретные штрафы, а в случае с «качай или плати» — только общие положения, а о штрафах речи не шло. Но главное в том, что важный принцип равного отношения к сторонам процесса был разрушен Стокгольмским арбитражем, и сделать с этим ничего уже нельзя.

И это не единственный пример. Есть еще антимонопольный иск Польши, который запретил европейским компаниям быть акционерами «Северного потока-2». Или решение датских регуляторов, когда Nord Stream 2 AEG подал заявку на строительство газопровода в экономической зоне Дании, а их регуляторы начали переписывать правила уже после того, как документы были поданы. Тем самым они разрушили важнейший принцип права о том, что закон не имеет обратной силы.

Для юристов последние пять лет — это уникальная возможность подумать о том, как европейское право переписывается, а его фундаментальные принципы отменяются.

«СП»: — То есть решать судьбу «Северного потока-2» будут не юридические аспекты, о которых говорит Александр Новак, а политика?

— Юридические нормы, как видим, уже не совсем работают. Представьте, что вы играете в футбол, а судья вдруг решил, что ваши противники могут забивать голы руками. И на ваши возражения о том, что сто лет играли по другим правилам, он никак не реагирует. Поэтому такие неприятные моменты возможны и риски политизации вопроса есть.

Но апеллировать исключительно к совести европейцев, к вековым традициям, говорить, что они сами себе плюют в лицо и разрушают основы своего права и культуры, бессмысленно. На нашей стороне только экономические аргументы.

Хотите иметь дешевый газ с надежными поставками в пиковые сезоны, который закрывает ваши объемы, как этой зимой, когда температура упала, на рынке не было газа, а мы традиционно выполняли наши контрактные обязательства? Тогда достраивайте и запускайте газопровод. Хотите переплачивать? Окей, идите на поводу у американцев, вставляйте палки в колеса «Северному потоку-2» и получайте дорогой газ.

В этом плане я надеюсь исключительно на экономическую рациональность европейцев, потому что дела в европейской экономике не самые блестящие, и дело не только в коронавирусе. Еще раз повторю, что апеллировать к вековым традициям сегодня смешно, а вот апеллировать к деньгам еще можно.

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 16.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики