Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кузбасский губернатор Цивилев снова вынес на федеральный уровень вопрос транспортировки угля

Кузбасский губернатор Цивилев снова вынес на федеральный уровень вопрос транспортировки угля

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев в очередной раз обратил внимание федерального правительства на необходимость развития Восточного полигона РЖД – расширения Транссиба и БАМа. Сейчас из-за неразвитой инфраструктуры угольные компании, работающие в регионе, ограничены в объемах поставок топлива на азиатский рынок. Эту проблему Цивилев обсудил с прибывшими в Кузбасс министром экономического развития Максимом Решетниковым и помощником президента Максимом Орешкиным.

«Для Кузбасса уголь – это основной продукт, от которого зависит экономика региона, и чем больше будет поставок, тем прочнее она будет», – комментирует действия губернатора заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрий Агафонов. «Вообще, на мой взгляд, здесь есть взаимные интересы что у РЖД, что у угольщиков. Просто, как показывает история, существуют проблемы в ценообразовании, и третейским судьей здесь должно быть государство», – рассуждает эксперт. При этом он уверен, что развитие возможностей восточного направления в целом даст заметный экономический эффект для всей страны. «Развитие транзитного потенциала здесь первостепенно. Прошлый год показал, что на фоне пандемии бывают структурные сбои при доставке грузов морским путем, и, в принципе, грузоотправители готовы перестаиваться на железную дорогу, и с точки зрения Восточного полигона это большой плюс», – сказал Агафонов.

«Возможности угольщиков изменились, и запрос на расширение экспорта – это нормальная ситуация. Ковидная проблема снята, известно, что Китай просит больше угля… Вполне естественно, что, используя возможность министерской аудиенции, губернатор хочет обратить внимание на проблему, чтобы [глава ОАО РЖД Олег] Белозеров принял какое-то решение. Думаю, у губернатора есть возможности обращаться и к главе монополии, но министерский уровень подразумевает большие эффективность и внимание», – говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Цивилев неоднократно поднимал проблему Восточного полигона, подчеркивая, что угольщики готовы наращивать поставки. «Кузбасские угольные предприятия обеспечивают более 40% доходов областного бюджета, но, чтобы получать прибыль, им необходимо вывозить продукцию на внешние рынки. Сейчас цена на уголь на Востоке выше, чем в европейских странах. Однако в связи с неразвитостью железнодорожной инфраструктуры вывоз туда угля в необходимом нам объеме невозможен», – отмечал он ранее. На пресс-конференции об итогах 800 дней работы в декабре 2020г. Цивилев заявил, что РЖД не выполняет взятые на себя обязательства по вывозу угля, из-за чего прибыль производителей упала почти на 50%. Накануне он уточнил, что от решения вопроса с поставками зависит благополучие 1,5 млн человек, занятых в отрасли. «Уверен, что Кузбасс будет услышан в Москве. Максим Орешкин подчеркнул, что стабильность занятости в угольной отрасли – это приоритет, на котором должны строиться все решения», – сообщил Цивилев в «Инстаграме».

Гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов полагает, что «никакого нормального разговора» о развитии Восточного полигона не будет до тех пор, пока угольщики не начнут выполнять свои обратные обещания об оплате предоставляемой инфраструктуры в отсутствие погрузок. «Вопрос в том, что РЖД затратит миллиарды рублей на развитие Восточного полигона, а угольщики в свои конъюнктурные спады перестанут грузить. А остальные отрасли не смогут загрузить этот полигон на 100%, но они будут получать тариф от РЖД по полной программе за счет того, что угольщики недогрузят. Поэтому [угольные компании] должны дать гарантии, что они будут оплачивать пустующую инфраструктуру, а они таких гарантий дать не могут», – говорит эксперт.

Заместитель генерального директора «Сибирской угольной энергетической компании» (АО СУЭК) Сергей Григорьев считает, что позиция транспортного монополиста должна быть «более гибкой», так как производители в полном объеме выполняют взятые на себя обязательства перед РЖД по объемам поставок и готовы обеспечивать их круглогодично: «Восточный полигон нужен, потому что мы говорим не только о кризисных явлениях, пандемии и рабочих местах. Это решаемый вопрос, который зависит от позиции федерального правительства. Но, безусловно, если Восточный полигон будет развиваться, от этого выиграют и другие регионы. В целом речь идет о всей стране», – отметил собеседник «Клуба Регионов».

Дмитрий Агафонов считает, что если в Азии есть спрос на уголь и там готовы предлагать высокую цену, то поставки необходимо наращивать. «Но мы же прекрасно понимаем, что модернизация БАМа – это не строительство отдельной маленькой ветки. Проблемы РЖД, как я вижу, связаны с организацией строительного подряда. На востоке страны с этим бывают структурные проблемы, из-за этого иногда буксуют разные инвестпроекты», – говорит он. В целом же эксперт считает, что Восточный полигон имеет реальный шанс на развитие в ближайшие годы. Так, он напомнил, что в декабре 2020г. на совещании при президенте Владимире Путине, где обсуждали реализацию инвестпрограмм РЖД, Восточному полигону уделили внимание как основному проекту национального масштаба. «Кроме того, в федеральном центре собираются пересмотреть полномочия. Если ранее проект курировали сугубо РЖД, то сейчас, как я понимаю, к решению проблемы строительных подрядов будет подключаться Минстрой», – добавил собеседник «Клуба Регионов».

Источник: Клуб регионов, 16.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики