Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кузбасский губернатор Цивилев снова вынес на федеральный уровень вопрос транспортировки угля

Кузбасский губернатор Цивилев снова вынес на федеральный уровень вопрос транспортировки угля

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев в очередной раз обратил внимание федерального правительства на необходимость развития Восточного полигона РЖД – расширения Транссиба и БАМа. Сейчас из-за неразвитой инфраструктуры угольные компании, работающие в регионе, ограничены в объемах поставок топлива на азиатский рынок. Эту проблему Цивилев обсудил с прибывшими в Кузбасс министром экономического развития Максимом Решетниковым и помощником президента Максимом Орешкиным.

«Для Кузбасса уголь – это основной продукт, от которого зависит экономика региона, и чем больше будет поставок, тем прочнее она будет», – комментирует действия губернатора заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрий Агафонов. «Вообще, на мой взгляд, здесь есть взаимные интересы что у РЖД, что у угольщиков. Просто, как показывает история, существуют проблемы в ценообразовании, и третейским судьей здесь должно быть государство», – рассуждает эксперт. При этом он уверен, что развитие возможностей восточного направления в целом даст заметный экономический эффект для всей страны. «Развитие транзитного потенциала здесь первостепенно. Прошлый год показал, что на фоне пандемии бывают структурные сбои при доставке грузов морским путем, и, в принципе, грузоотправители готовы перестаиваться на железную дорогу, и с точки зрения Восточного полигона это большой плюс», – сказал Агафонов.

«Возможности угольщиков изменились, и запрос на расширение экспорта – это нормальная ситуация. Ковидная проблема снята, известно, что Китай просит больше угля… Вполне естественно, что, используя возможность министерской аудиенции, губернатор хочет обратить внимание на проблему, чтобы [глава ОАО РЖД Олег] Белозеров принял какое-то решение. Думаю, у губернатора есть возможности обращаться и к главе монополии, но министерский уровень подразумевает большие эффективность и внимание», – говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Цивилев неоднократно поднимал проблему Восточного полигона, подчеркивая, что угольщики готовы наращивать поставки. «Кузбасские угольные предприятия обеспечивают более 40% доходов областного бюджета, но, чтобы получать прибыль, им необходимо вывозить продукцию на внешние рынки. Сейчас цена на уголь на Востоке выше, чем в европейских странах. Однако в связи с неразвитостью железнодорожной инфраструктуры вывоз туда угля в необходимом нам объеме невозможен», – отмечал он ранее. На пресс-конференции об итогах 800 дней работы в декабре 2020г. Цивилев заявил, что РЖД не выполняет взятые на себя обязательства по вывозу угля, из-за чего прибыль производителей упала почти на 50%. Накануне он уточнил, что от решения вопроса с поставками зависит благополучие 1,5 млн человек, занятых в отрасли. «Уверен, что Кузбасс будет услышан в Москве. Максим Орешкин подчеркнул, что стабильность занятости в угольной отрасли – это приоритет, на котором должны строиться все решения», – сообщил Цивилев в «Инстаграме».

Гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов полагает, что «никакого нормального разговора» о развитии Восточного полигона не будет до тех пор, пока угольщики не начнут выполнять свои обратные обещания об оплате предоставляемой инфраструктуры в отсутствие погрузок. «Вопрос в том, что РЖД затратит миллиарды рублей на развитие Восточного полигона, а угольщики в свои конъюнктурные спады перестанут грузить. А остальные отрасли не смогут загрузить этот полигон на 100%, но они будут получать тариф от РЖД по полной программе за счет того, что угольщики недогрузят. Поэтому [угольные компании] должны дать гарантии, что они будут оплачивать пустующую инфраструктуру, а они таких гарантий дать не могут», – говорит эксперт.

Заместитель генерального директора «Сибирской угольной энергетической компании» (АО СУЭК) Сергей Григорьев считает, что позиция транспортного монополиста должна быть «более гибкой», так как производители в полном объеме выполняют взятые на себя обязательства перед РЖД по объемам поставок и готовы обеспечивать их круглогодично: «Восточный полигон нужен, потому что мы говорим не только о кризисных явлениях, пандемии и рабочих местах. Это решаемый вопрос, который зависит от позиции федерального правительства. Но, безусловно, если Восточный полигон будет развиваться, от этого выиграют и другие регионы. В целом речь идет о всей стране», – отметил собеседник «Клуба Регионов».

Дмитрий Агафонов считает, что если в Азии есть спрос на уголь и там готовы предлагать высокую цену, то поставки необходимо наращивать. «Но мы же прекрасно понимаем, что модернизация БАМа – это не строительство отдельной маленькой ветки. Проблемы РЖД, как я вижу, связаны с организацией строительного подряда. На востоке страны с этим бывают структурные проблемы, из-за этого иногда буксуют разные инвестпроекты», – говорит он. В целом же эксперт считает, что Восточный полигон имеет реальный шанс на развитие в ближайшие годы. Так, он напомнил, что в декабре 2020г. на совещании при президенте Владимире Путине, где обсуждали реализацию инвестпрограмм РЖД, Восточному полигону уделили внимание как основному проекту национального масштаба. «Кроме того, в федеральном центре собираются пересмотреть полномочия. Если ранее проект курировали сугубо РЖД, то сейчас, как я понимаю, к решению проблемы строительных подрядов будет подключаться Минстрой», – добавил собеседник «Клуба Регионов».

Источник: Клуб регионов, 16.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики