Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стремление Киева к национализации лишит Украину части российского нефтепровода

Стремление Киева к национализации лишит Украину части российского нефтепровода

Решение о национализации части нефтепродуктопровода «Самара-Западное направление» из РФ может сыграть злую шутку с Украиной, рассказал в беседе с ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украинский участок нефтепродуктопровода «Самара – Западное направление» может вернуться в государственные руки. О таком решении заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов. 

Как подчеркнули в офисе украинского президента Владимира Зеленского и в СНБО по итогам заседания, «магистральный трубопроводный транспорт имеет важное народнохозяйственное и оборонное значение и является государственной собственностью Украины».

Под нефтепродуктопроводом «Самара – Западное направление» подразумевается участок протяженностью 1433 км, через который проходит дизельное топливо из Российской Федерации и Белоруссии для нужд Украины и дальнейшего транзита на европейские территории.

«Труба еще работает, и по ней проходит два-три миллиона тонн дизельного топлива транзитом из России через одно из белорусских нефтеперерабатывающих предприятий «Мозырский НПЗ» в Венгрию и Словакию. 

Для российской стороны вопрос собственности и происхождения владельца указанного участка имеет наименьшее значение, нежели его наполняемость и работоспособность», - объяснил ценность участка «Самара – Западное направление» эксперт Игорь Юшков.

Заберут силой: Киев надеется на СНБО

Согласно статье седьмой закона Украины «О трубопроводном транспорте», указанный отрезок не должен находиться в частных руках иностранного государства, в которых, по словам Алексея Данилова, он оказался «очень странным путем». В связи с этим украинские власти поручили правоохранительным органам выяснить обстоятельства, при которых была присвоена государственная собственность.

Эксперт Игорь Юшков опасается, что переход российского участка «Самара – Западное направление» под государственное управление Киева в лице, например, компании по добыче, транспортировке и переработке нефти и природного газа «Нафтогаз Украины» закончит транзит нефтепродуктов или превратит процесс в очередные политические провокации, направленные на Москву.

«Однако такой сценарий не ударит по российским компаниям, которые в любом случае найдут способ доставить нефтепродукты другими путями. Поэтому для РФ остановка не представляет большой проблемы в отличии от Украины – она может потерять определенный доход», - предположил собеседник агентства. 

Россия предугадывает действия Киева

В настоящее время участок нефтепродуктопровода использует ООО «ПрикарпатЗападтранс». По словам Алексея Данилова, это иностранная компания, которой владеют граждане Украины. До 2016 года нефтепродуктопроводы «Самара – Западное направление» и «Грозный – Армавир – Трудовая», проходящие на территории Украины, эксплуатировались дочерними предприятиями «Транснефтепродукта». Позже российская сторона приняла решение остановить соглашение с Киевом по нефтепродуктопроводам, в результате чего участок перешел к швейцарской компании International Trading Partners AG.

«Ранее украинская сторона не политизировала нефтяную сферу так же как газовую. Благодаря этому России и Украине удавалось выстраивать нормальное взаимодействие. Даже когда в 2019 году Киев разыграл историю с хлорированной нефтью, оператор нефтетранспортной системы моментально отреагировал на проблему и оказывал любые услуги, заказанные «Транснефтью». Безоговорочно все просьбы выполнялись с того момента, когда украинская сторона поняла, что может на этом хорошо заработать», - рассказал эксперт.

Прерванное соглашение полностью регулировало эксплуатацию проходящих на территории Украины нефтепродуктопроводов «Самара – Западное направление» и «Грозный – Армавир – Трудовая». Их использовали дочерние предприятия «Транснефтепродукта». Государственная компания «Транснефть», принимавшая участие в эксплуатации, обеспечивает около 90% добываемой в нефти в Российской Федерации.

Часть из этого проходит через украинские территории. Заговаривая о национализации российского участка нефтепродуктопровода, считает Игорь Юшков, Киев рискует действовать необдуманно, выкачивать все возможное вместо того, чтобы полученные от транзита деньги направлять на поддержание технического состояния.

«Если люди там поймут, что бизнес нужно везти в долгую, а не быть конъюнктурщиком и выжимать все из трубы, тогда смена собственника никак не отразится на процессе. 

Но частный бизнес предпочтительнее государственных компаний на Украине с точки зрения минимального присутствия антироссийской риторики. В работе с «Натофгазом» российская сторона постоянно сталкивается с нападками и затрудняющими работу заявлениями. С частным бизнесом таких проблем нет, поэтому национализация трубы создаст дополнительные риски», - считает Юшков.

Политизация же, предполагает эксперт, может сыграть злую шутку с Украиной. Как только Киев начнет, например, после смены собственника заявлять, что по трубопроводу «Самара – Западное направление» идет якобы вредное дизельное топливо из России, транзит просто остановится, а Москва перенаправит его.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 20.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики