Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Проблемы газификации регионов России и их решение

И. Юшков: Проблемы газификации регионов России и их решение

Председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер анонсировал завершение возможной газификации в стране к 2030 году.

«Журналистская правда» обсудила с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым, реально ли провести газификацию всех субъектов РФ к 2030 году и какие существуют сложности.

«Я думаю, завершить газификацию и даже довести ее до 90% будет сложно. Некоторые населенные пункты расположены очень далеко от основной инфраструктуры, и построить газопровод, чтобы запитать три дома, будет стоить миллионы долларов, никто этим заниматься не будет. До 100% газификацию проводить не планируют . Но даже порядка 90% к 2030 году – очень амбициозная цель. Вряд ли мы это увидим на практике. Крупные населенные пункты, которые расположены близко к инфраструктуре, уже подключены. У нас слабо газифицирован север, особенно северо-запад страны (Карелия, Ленинградская область).

Традиционно исторически в России газификация шла с юга на север. Если мы посмотрим советские кавказские республики: в Грузии в горах, например, стоит один дом, а к нему газопровод идет. В горах в отдаленной местности отдельный домик газифицирован! Грузия и Армения нормально газифицированы. Наши кавказские республики, Поволжье, Московский регион тоже хорошо газифицированы. На северо-западе газопроводов никогда не было.

Газ начали добывать в Оренбургской и Астраханской областях. Потом освоили ЯМАЛ, сейчас он является основной ресурсной базой. Относительно недавно, в 2010-е годы, открылся газопровод «Северный поток», когда его строили, по северо-западу проложили первую большую трубу. Она, в основном, экспортная, но от нее важно развивать газификацию.

Очень плохо газифицированы Восточная Сибирь и Дальний Восток. Вопиющим случаем является Красноярск, обслуживаем которого занимается угольная электростанция, и очень сильно усложняет жизнь людям. Крупные города и промышленные центры важно газифицировать как можно быстрее.

Непонятно опять же, за счет чего государство собирается совершить такой рывок в газификации. На это нужны деньги. «Газпром» исключительно свои средства вкладывать не хочет. Сейчас газификация проходит пополам: 50% денег дает «Газпром», другую половину – региональные бюджеты. А у последних денег нет, поэтому так медленно всё идет.

Думаю, темп газификации сейчас ускорится, потому что власти понимают, что к 2024 году нужно продемонстрировать улучшение качества жизни людей. Это можно сделать за счет газификации. Мы видим, что там, где возможно сейчас газифицировать, условия жизни людей улучшаются – подводят газ до границ участка внутри населенного пункта. «Газпрому» хотят разрешить заходить в населенные пункты (сейчас по закону он не имеет права этого делать). «Газпром» строит трубу до границ населенного пункта, а внутри, по улицам, газ разводят за счет местных и региональных бюджетов. Когда денег в бюджете нет, то газ развести невозможно.

«Газпром», возможно, назначат единым оператором, который будет строить трубу внутри населенных пунктов. Подключение к сетям для населения будет бесплатным.

Если говорить про частные дома, то проложить трубу даже внутри участка жутко дорого. Для многих это неподъемная сумма – 100-200 тыс. руб. Хорошо бы посмотреть, откуда берутся такие цены. Например, Мособлгаз кладет трубу, которая на рынке стоит от 120 до 200 рублей за метр, они берут за нее 2800 руб. за метр, при этом заказчик собственными силами копает траншею. Спрашивается, откуда берутся такие тарифы? И почему антимонопольная служба их утвердила?

Можно разрешить тратить на газификацию материнский капитал. Это будет существенный рывок вперед. Фактически любую газификацию материнский капитал покроет. Но его нельзя тратить на газификацию. Почему? Это ведь улучшение качества жизни семьи. У государства есть возможности, за счет которых можно ускорить газификацию, по крайней мере в тех населенных пунктах, где трубы уже есть.

К 2030 году мы вряд ли успеем газифицировать все населенные пункты. Есть огромные регионы, где газа нет, например, Мурманская область. Всё, что касается Дальнего Востока, без газа. Там есть один газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» и всё. Вдоль него газификация идет. В Хабаровском крае есть газ, на Сахалине тоже всегда был газ , но это особый случай. Еврейская автономная область, Амурская область – газа нет…

Сейчас хотят сделать автономную газификацию: куда дотягивается труба, там построят на конце СПГ завод, который будет охлаждать газ до жидкого состояния. Его можно будет заправить в автоцистерну и отвезти в населенный пункт, где народ будет пользоваться. Если учитывать автономную газификацию, то можно охватить намного больше населенных пунктов. Не нужно прокладывать дорогостоящую трубу в отдаленную местность, а просто возить туда цистерны. Эта отрасль сейчас активно развивается. Даже в Норильске, где была авария, идут разговоры о том, чтобы поставить СПГ-заводик. Он экологически чистый, даже если что-то в нем разгерметизируется, то никуда не выльется, а просто испарится и всё».

Источник: Журналистская правда, 25.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики