Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Проблемы газификации регионов России и их решение

И. Юшков: Проблемы газификации регионов России и их решение

Председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер анонсировал завершение возможной газификации в стране к 2030 году.

«Журналистская правда» обсудила с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым, реально ли провести газификацию всех субъектов РФ к 2030 году и какие существуют сложности.

«Я думаю, завершить газификацию и даже довести ее до 90% будет сложно. Некоторые населенные пункты расположены очень далеко от основной инфраструктуры, и построить газопровод, чтобы запитать три дома, будет стоить миллионы долларов, никто этим заниматься не будет. До 100% газификацию проводить не планируют . Но даже порядка 90% к 2030 году – очень амбициозная цель. Вряд ли мы это увидим на практике. Крупные населенные пункты, которые расположены близко к инфраструктуре, уже подключены. У нас слабо газифицирован север, особенно северо-запад страны (Карелия, Ленинградская область).

Традиционно исторически в России газификация шла с юга на север. Если мы посмотрим советские кавказские республики: в Грузии в горах, например, стоит один дом, а к нему газопровод идет. В горах в отдаленной местности отдельный домик газифицирован! Грузия и Армения нормально газифицированы. Наши кавказские республики, Поволжье, Московский регион тоже хорошо газифицированы. На северо-западе газопроводов никогда не было.

Газ начали добывать в Оренбургской и Астраханской областях. Потом освоили ЯМАЛ, сейчас он является основной ресурсной базой. Относительно недавно, в 2010-е годы, открылся газопровод «Северный поток», когда его строили, по северо-западу проложили первую большую трубу. Она, в основном, экспортная, но от нее важно развивать газификацию.

Очень плохо газифицированы Восточная Сибирь и Дальний Восток. Вопиющим случаем является Красноярск, обслуживаем которого занимается угольная электростанция, и очень сильно усложняет жизнь людям. Крупные города и промышленные центры важно газифицировать как можно быстрее.

Непонятно опять же, за счет чего государство собирается совершить такой рывок в газификации. На это нужны деньги. «Газпром» исключительно свои средства вкладывать не хочет. Сейчас газификация проходит пополам: 50% денег дает «Газпром», другую половину – региональные бюджеты. А у последних денег нет, поэтому так медленно всё идет.

Думаю, темп газификации сейчас ускорится, потому что власти понимают, что к 2024 году нужно продемонстрировать улучшение качества жизни людей. Это можно сделать за счет газификации. Мы видим, что там, где возможно сейчас газифицировать, условия жизни людей улучшаются – подводят газ до границ участка внутри населенного пункта. «Газпрому» хотят разрешить заходить в населенные пункты (сейчас по закону он не имеет права этого делать). «Газпром» строит трубу до границ населенного пункта, а внутри, по улицам, газ разводят за счет местных и региональных бюджетов. Когда денег в бюджете нет, то газ развести невозможно.

«Газпром», возможно, назначат единым оператором, который будет строить трубу внутри населенных пунктов. Подключение к сетям для населения будет бесплатным.

Если говорить про частные дома, то проложить трубу даже внутри участка жутко дорого. Для многих это неподъемная сумма – 100-200 тыс. руб. Хорошо бы посмотреть, откуда берутся такие цены. Например, Мособлгаз кладет трубу, которая на рынке стоит от 120 до 200 рублей за метр, они берут за нее 2800 руб. за метр, при этом заказчик собственными силами копает траншею. Спрашивается, откуда берутся такие тарифы? И почему антимонопольная служба их утвердила?

Можно разрешить тратить на газификацию материнский капитал. Это будет существенный рывок вперед. Фактически любую газификацию материнский капитал покроет. Но его нельзя тратить на газификацию. Почему? Это ведь улучшение качества жизни семьи. У государства есть возможности, за счет которых можно ускорить газификацию, по крайней мере в тех населенных пунктах, где трубы уже есть.

К 2030 году мы вряд ли успеем газифицировать все населенные пункты. Есть огромные регионы, где газа нет, например, Мурманская область. Всё, что касается Дальнего Востока, без газа. Там есть один газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» и всё. Вдоль него газификация идет. В Хабаровском крае есть газ, на Сахалине тоже всегда был газ , но это особый случай. Еврейская автономная область, Амурская область – газа нет…

Сейчас хотят сделать автономную газификацию: куда дотягивается труба, там построят на конце СПГ завод, который будет охлаждать газ до жидкого состояния. Его можно будет заправить в автоцистерну и отвезти в населенный пункт, где народ будет пользоваться. Если учитывать автономную газификацию, то можно охватить намного больше населенных пунктов. Не нужно прокладывать дорогостоящую трубу в отдаленную местность, а просто возить туда цистерны. Эта отрасль сейчас активно развивается. Даже в Норильске, где была авария, идут разговоры о том, чтобы поставить СПГ-заводик. Он экологически чистый, даже если что-то в нем разгерметизируется, то никуда не выльется, а просто испарится и всё».

Источник: Журналистская правда, 25.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики