Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газификация с человеческим лицом

Газификация с человеческим лицом

Уже сейчас очевидно, что наращивать процент газификации в РФ будут в большей степени за счет увеличения потребителей в тех населенных пунктах, к которым газовая инфраструктура уже подведена

В правительстве разработали новую «социальную» концепцию газификации, которая должна решить проблему «последней мили» и сделать подключение к газовой инфраструктуре в разы дешевле. На словах все выглядит вполне привлекательно, но кто и за чей счет все это будет реализовывать, до сих пор непонятно.

Вместе с тем уже сейчас очевидно, что новый этап газификации может пройти в большей степени за счет увеличения потребителей в тех населенных пунктах, к которым газовая инфраструктура уже подведена. Вице-премьер Александр Новак сообщил, что Минэнерго подготовило и внесло в правительство дорожную карту по газификации субъектов России. Согласно этому документу, уровень газификации возрастет к 2024 году с нынешних 70% до 75%, а к 2030 году — до максимальных 83%. Оставшиеся 17%, по его словам, уже сегодня обеспечены водоснабжением и отоплением за счет других видов топлив: «В целом на сегодняшний день уровень газификации регионов России находится на достаточно высоком уровне по сравнению с европейскими странами со схожим климатом. То есть ключевые регионы уже газифицированы. Однако остается много потребителей, до которых газ можно и нужно довести», — отметил Новак.

В процентах все выглядит прекрасно, а в абсолютных цифрах полностью газифицированы на сегодня лишь 11 регионов России, а к 2030 году их станет 35.

Кроме того, правительство утвердило дорожную карту развития рынка сниженного природного газа. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин рассказал, что в стране предстоит нарастить производство СПГ, а также создать инфраструктуру для автономной газификации в труднодоступных районах, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. Видимо, оставшиеся регионы относятся к труднодоступным и их ждет газовое счастье в виде СПГ.

Таким образом, можно предположить, что «социальная газификация» — это оживление уже существующих муниципальных газопроводов, доступ к которым сейчас просто не по карману для большинства домохозяйств. «Социальная» газификация по замыслу Минэнерго должна максимально освободить граждан от платы за подключение к газовой инфраструктуре. Отвечать за все это будет единый оператор газификации в каждом субъекте РФ, и в большинстве регионов им должен стать «Газпром».

Любопытно, что сам «Газпром» предложение стать единым оператором поддержал, хотя ранее он совсем не горел желанием «возиться» с убыточным внутренним рынком.

Глава компании Алексей Миллер рассказал, что введение единого федерального оператора позволит гражданам РФ подавать заявки на газификацию на портале госуслуг и снизит цену подключения для населения на 30%. Потребление газа в России вырастет на 18,6 млрд кубометров, а сумма инвестиций, необходимая для строительства межпоселковых газопроводов, от введения единого оператора сократится на 20% — с 354 млрд рублей до 220 млрд рублей.

Вместе с тем, когда концепции меняются быстро, возникает масса неразрешенных вопросов. Например, заместитель министра энергетики России Павел Сорокин сообщил, что «Газпром» предложил включить приватизацию ряда газораспределительных и газопотребляющих объектов в дорожную карту газификации регионов России до 2025 года.

Интересно, каким образом новая приватизация может помочь в реализации новой «социальной» газификации, ведь увеличение посредников никогда не приводит к снижению стоимости услуг?

Остается неясным и вопрос финансирования этой газификации. Впрочем, «Газпром» уже предложил перевести тарифы на газораспределение на «котловой подход», использующийся в электроэнергетике, то есть перераспределять средства от регионов с высоким уровнем газификации в пользу отстающих субъектов РФ. Но вот как будет реформироваться существующая муниципальная газовая инфраструктура (горгазы и т. д.), которая в настоящее время занимается подключением домохозяйств на муниципальном уровне, пока еще никто не придумал.

Экономически обоснованная газификация уже завершена

Замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев считает, что «Газпром» может отказаться от ряда сетевых активов в наименее привлекательных для него регионах: «Когда речь идет о приватизации, то это касается менее рентабельных для него активов, например Северного Кавказа. От высокомаржинального бизнеса „Газпром“ отказываться не собирается», — заметил эксперт.

Он подчеркнул, что проект «социальной» газификации предполагает удешевление подключения конечного потребителя до себестоимости проведения всех работ:

«Проект этот социально-политический, причем в большей степени именно политический. Экономика в нем концептуально отведена на второй план.

Правительство намерено снизить стоимость подключения, и „Газпром“ этим не доволен, так как такая политика еще больше снижает рентабельность данного бизнеса. В целом компания очень скептически относится ко всей программе газификации. По моей оценке, она не является активной сторонницей и драйвером этого процесса. „Газпром“ выполняет задание правительства. При этом согласно его позиции, экономически обоснованная газификация уже завершена», — рассказал Белогорьев.

Нулевая стоимость подключения — это мировая практика

Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин, напротив, указал, что во многих странах существует бесплатное присоединение к энергоресурсам: «Слово „социальное“ красивое, но на сам деле „Газпром“ в результате такой газификации получает увеличенную базу потребителей, не зависящую от каких-либо внешнеполитических и экономических проблем, то есть санкций, стоимости энергоресурсов на мировых биржах и т. д. Сейчас „Газпром“ в России вынужден тратить деньги на магистральные газопроводы, а увеличение потребления газа за счет них не происходит, так как муниципальная газовая инфраструктура — это не его зона ответственности», — заявил эксперт.

По его мнению, за нынешних посредников, которые занимаются подключением конечных потребителей, переживать не стоит: «Ранее в электросетях было много посредников, которые брали деньги за подключение. Однако когда этот бизнес стал более прозрачен, их количество сильно уменьшилось. С введением единого оператора газификации этот рынок тоже станет более прозрачным и понятным», — считает Пикин.

Газ к 2024 году

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что пока не понятно, как будут распределяться полномочия между горгазами и новым оператором газификации, или же все функции строительства и владения газопроводами отдадут «Газпрому»:

«Если сейчас будут субсидии со стороны государства для „Газпрома“ на газификацию конечного потребителя, почему нельзя их выделить горгазам?

Кто будет владеть уже созданной муниципальной газовой инфраструктурой? Судя по всему, по этим вопросам идет дискуссия», — указал эксперт.

В то же время он отметил, что за счет газификации домохозяйств в тех населенных пунктах, к которым уже подведены газопроводы, можно быстро уже к 2024 году нарастить уровень доступности населения к этому энергоресурсу, чтобы люди почувствовали реальное улучшение жизни.

Резюмируя все вышесказанное, можно предположить, что, несмотря на продолжающееся обсуждение дорожной карты развития газификации России, об уменьшении стоимости подключения в правительстве договорятся быстро. Поскольку в большинстве случае прокладка газовых труб внутри населенных пунктов не потребует больших дополнительных субсидий, а социально-политический эффект от наведения порядка в данном виде бизнеса будет значительным. Если учесть желание «Газпрома» при этой социальной задаче еще и провести приватизацию, то, скорее всего, зону ответственности муниципального бизнеса хотят перенести на несколько другой уровень так, чтобы непосредственно с потребителями он не соприкасался, а лишь владел частью инфраструктуры.

Автор: Екатерина Вадимова

Источник: OilCapital.ru, 25.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики