Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Египетско-израильский газ стал конкурентом российского экспорта

Египетско-израильский газ стал конкурентом российского экспорта

Европа фиксирует новый поворот энергетической игры в Восточном Средиземноморье

Израиль и Египет согласовали проект строительства газопровода с шельфовых месторождений двух стран для организации поставок сжиженного природного газа (СПГ) в Евросоюз. Наращивание экспорта СПГ в Европу не в интересах российских компаний «Газпром» и «НОВАТЭК», обращает внимание немецкое государственное агентство. Российские эксперты увидели в новом проекте признание того факта, что ресурсной базы израильского шельфа недостаточно для строительства отдельного газопровода в Европу через Кипр и Грецию.

Египет и Израиль договорились построить новый газопровод. Это соглашение было достигнуто на встрече в Иерусалиме министра энергетики Израиля Юваля Штайница с египетским министром нефти и минеральных ресурсов Тариком аль-Муллой в прошлое воскресенье, сообщила немецкая государственная медиакомпания DW. Проект предполагает, что газ из средиземноморского месторождения «Левиафан» будет поступать на египетские заводы по сжижению. Запасы газа месторождения «Левиафан» у израильских берегов оцениваются в 535 млрд куб. м. Израиль в январе 2020 года начал экспортировать добытый из «Левиафана» газ в Египет по трубопроводу EMG между израильским Ашкелоном и египетским Эль-Аришем.

Новый израильско-египетский проект может привести к ощутимым подвижкам на европейском рынке газа, а также повлиять на формирование нового центра газовой промышленности вблизи юго-восточных границ Евросоюза, предсказывают немецкие наблюдатели.

Новости о израильско-египетском проекте снижают перспективы строительства подводного газопровода через Кипр в Грецию, который явно конкурировал бы с проектами «Газпрома». Предполагалось, что трубопровод EastMed позволит доставлять газ израильских месторождений «Левиафан» и «Тамар» и кипрского «Афродита» – через Кипр в Грецию, а затем в Италию. Евросоюз планировал принять окончательное решение о целесообразности финансовой поддержки этого нового элемента «Южного газового коридора» для получения газа в обход России в 2021–2022 годах. Строительство EastMed еще больше ослабило бы позиции «Газпрома» на греческом, болгарском и итальянском рынках, где конкуренция после начавшихся в 2021 году коммерческих поставок азербайджанского газа по Трансадриатическому газопроводу (TAP) и так уже усилилась, напоминает DW.

39-4-00-650.JPG
Важнейшие месторождения газа и газопроводы в Восточном Средиземноморье. Карта НГ по данным DW

Израиль еще не охладел окончательно к идее EastMed, считает Штефан Вольфрум, научный сотрудник берлинского Фонда науки и политики (SWP). Этот институт консультирует правительство и парламент ФРГ, а также Евросоюз. «Однако Израиль не хочет ждать еще лет 5–10, пока будет реализован гигантский проект EastMed, ведь речь идет о самом протяженном подводном газопроводе в мире», – отметил Штефан, которого цитирует DW. Израиль, по словам эксперта, стремится быстрее получить экспортную выручку для дальнейшего развития газодобычи.

«То, что «Левиафан» теперь собираются подключить к СПГ-заводам Египта, является признанием того, что ресурсной базы израильского шельфа недостаточно для строительства отдельного газопровода в Европу через Кипр и Грецию. А запасы шельфов Кипра и Греции не подтвердились», – заявил «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. Но даже относительно скромный объем поставок израильского газа создает дополнительную конкуренцию на рынке Европы и Турции для «Газпрома» и «НОВАТЭКа», считает эксперт.

«Вариант с газопроводными поставками был более опасен для «Газпрома», а вариант с египетским СПГ затрагивает и «НОВАТЭК», так как 80% газа с «Ямала СПГ» сейчас идет в Европу. СПГ будет уходить на те рынки, где сейчас цены выше», – объясняет Юшков. «Не исключено, что в будущем израильский газ может стать основным ресурсом для египетских СПГ-заводов. Сравнительно недавно мы видели, что добыча в Египте снижалась и страна из экспортера становилась импортером газа. Сейчас Египту удалось увеличить добычу. Но гарантий того, что ситуация не повторится, никто не дает», – продолжает эксперт.

«Конкуренция на газовом рынке растет, в том числе за счет возможных поставок с месторождений Восточного Средиземноморья, где относительно недавно началась добыча. Приток дополнительного газа будет сбивать цены для уже работающих поставщиков, включая и «Газпром». Но вариант поставок в виде СПГ из Египта, Израиля и Кипра будет более дорогим, чем трубопроводные поставки, поэтому экономически оправдать их будет сложно», – считает Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ. Однако, по его словам, часть покупателей в Европе, возможно, будут готовы заплатить за диверсификацию. Ценовое преимущество при этом останется у поставщиков трубопроводного газа – России, Азербайджана и Алжира. «Строительство EastMed связано с геополитическими и прямыми военными рисками из-за конфронтации Кипра и Греции с Турцией в данном регионе, СПГ в плане обхода военно-политических рисков намного удобнее», – говорит Митрахович.

Автор: Михаил Сергеев

Источник: НГ, 25.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики