Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Названы четыре плана Германии на "Северный поток-2"

Названы четыре плана Германии на "Северный поток-2"

От странного до приемлемого

Будущее проекта «Северный поток-2» (СП-2) принимает все более четкие очертания. Как пишет немецкое издание Handelsblatt, Германия отрабатывает четыре сценария развития событий, предусматривающих относительно компромиссные для всех заинтересованных сторон, в том числе для России, схемы. Впрочем, минус существующего пакета решений проблемы именно в его многовариантности: каждое из предложений кажется более выгодным для кого-то из задействованных в проекте участников, но далеко не всегда приемлемо для остальных.

Наиболее детальный анализ, который, возможно, является самой близкой к нынешней позиции бундестага точкой зрения, дал бывший посол Германии в США и Великобритании, глава Мюнхенской конференции по вопросам безопасности Вольфганг Ишингер. По словам дипломата, заморозка строительства газопровода является бесперспективным решением. «Что принесет мораторий, который предлагают в качестве альтернативы? Остановка проекта является плохой идеей, поскольку в этом случае Германии придется отвечать на огромные иски о возмещении ущерба», — предостерегает Ишингер.

Наиболее приемлемым он называет второй вариант дальнейшей политики Берлина в отношении СП-2. Этот план предполагает применение так называемого «механизма отключения»: Вашингтон не будет препятствовать завершению и работе газопровода, но если Россия сократит транзит сырья через Украину, то на такие же объемы должен упасть экспорт по новому маршруту. По данным Handelsblatt, это предложение обсуждалось во время телефонного разговора канцлера ФРГ Ангелы Меркель с президентом США Джо Байденом в начале февраля. Таким образом, Украина снизит урон от строительства СП-2, поскольку страны ЕС получат возможность влиять на ситуацию.

Российским экспертам этот вариант представляется несколько странным. Украина и так застрахована от снижения доходов от транзита российского газа на предстоящие четыре года: до 2024 года будет действовать заключенный с Москвой контракт об обязательных поставках через украинскую транспортную систему 40 млрд кубометров газа ежегодно. В прошлом году экспорт «Газпрома» через Незалежную оказался значительно выше, но монополия не только зарезервировала дополнительные мощности, но и выдала аванс на поставки в будущем. «Еще четыре года Киев будет получать плату за прокачку 40 млрд кубов, даже если фактическое значение транзита окажется ниже. Если Россия снизит транзит, то Украина сможет предъявить претензии по действующему соглашению, которое не требует дублирующих гарантий», — полагает Ишингер.

Для России практический интерес представляет третий сценарий, который, по сведениям Handelsblatt, рассматривается в политических и деловых кругах ФРГ — предоставление Киеву финансовой помощи со стороны Берлина. Однако для претворения такого плана в жизнь немцам придется раскошелиться. По словам эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, идея инвестиционного соглашения между странами, которых прямо или опосредованно касается реализация СП-2, уже обсуждалась между Германией и США. Однако изначально Штаты сами обещали выделить субсидии в $5 млрд на строительство в Европе комплексов по приемке и переработке американского СПГ.

С одной стороны, взяв на себя финансовую нагрузку по поддержке украинской экономики, которая может пострадать в случае снижения транзита российского газа, европейцы развяжут руки участникам проекта, так как ликвидируют существующие препоны для завершения СП-2. «С другой стороны, страны ЕС должны понимать, что, инвестируя в Киев, они реализуют задачи американского санкционного пакета, первым пунктом которого значится заморозка газопровода для спасения экономики Незалежной. При этом Европа фактически собственными руками прокладывает компаниям США дорогу на свой энергорынок: к тому времени, когда российско-украинский контракт о транзите подойдет к концу, американцы смогут наладить экспорт еще больших объемов СПГ и вновь поднимут вопрос об остановке СП-2», — уверен Юшков.

По его мнению, для России самым разумным поведением остается придерживаться четвертого сценария, описанного Handelsblatt: продолжить строительство, не обращая внимания на попытки США ему противодействовать. «Наша страна вправе считать себя обиженной стороной: мы доказали, что проект не является рычагом политического давления, заключив контракт о транзите с Киевом, — рассуждает Игорь Юшков. — России не нужны дополнительные соглашения, а нарушение существующих опций «Газпром» может, как правильно опасается Ишингер, опротестовать в международных арбитражах. Другое дело, насколько беспристрастно будут рассматриваться российские иски? Как показывает практика, европейские судебные инстанции не спешат соглашаться с Россией в спорах с США и Украиной, даже если правда находится на нашей стороне».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 01.03.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики