Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток – 2»: ямальский газ для Европы и американские санкции

«Северный поток – 2»: ямальский газ для Европы и американские санкции

Положить конец проекту «Северный поток – 2» у Америки, скорее всего, не получится, и её нынешние действия больше похожи на попытки как-то выйти из этой ситуации, сохранив лицо. 1 марта в клубе «Валдай» эксперты обсудили риски и перспективы газопроводных проектов России и ЕС.

Проект «Северный поток – 2» и попытки Америки его остановить находятся сейчас в фокусе внимания, отметил модератор дискуссии, программный директор клуба «Валдай» Иван Тимофеев. По его словам, Евросоюз, а также непосредственно Германия, пытались противодействовать американским санкциям, но этому мешало отсутствие реальных рычагов. Однако при администрации Байдена, судя по всему, позиция Брюсселя и Берлина была услышана и стало заметно некоторое ослабление американских атак на проект.

Тило Виланд, член правления Wintershall Dea GmbH, ответственный за Россию, Латинскую Америку и газотранспортные проекты, подчеркнул, что «Северный поток – 2» необходим для Европы. Он укрепит устойчивость инфраструктуры и обеспечит стабильные цены, что важно как с точки зрения конкурентоспособности, так и с точки зрения энергетической безопасности, особенно на фоне снижения европейской добычи газа. Вдобавок в европейском энергетическом секторе сейчас идут перемены, связанные с зелёным курсом, и российский газ играет важную роль в процессе декарбонизации, замещая уголь.

Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности, провёл аналогию с санкциями, вводившимися по инициативе администрации Рейгана против газопровода Уренгой –Помары – Ужгород, указав на то, что в обоих случаях эти санкции выглядели в первую очередь как способ препятствовать экономическому развитию Европы. При этом, как и в 1980-х годах, положить конец проекту у Америки, скорее всего, не получится, и её нынешние действия больше похожи на попытки как-то выйти из этой ситуации, сохранив лицо, добавил он.

Виталий Ермаков, старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований, указал, что в ходе дискуссии о «Северном потоке – 2» обычно обсуждается только верхушка айсберга, а основная часть проблемы связана с перемещением центра добычи газа на Ямал и снижением добычи на старых месторождениях, газ с которых шёл в центральный коридор российской газотранспортной системы, а затем через Украину в Европу. Между тем кратчайший маршрут для транспортировки ямальского газа лежит севернее, а перенаправлять его через центральный транспортный коридор экономически невыгодно. Это означает, что проект «Северный поток – 2» не носит преимущественно политического характера, а обусловлен фундаментальными тенденциями в российской добыче и транспортировке газа.

Источник: Валдай, 01.03.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики