Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономист оценил «гениальный» политический разворот Киева в отношении «СП-2»

Экономист оценил «гениальный» политический разворот Киева в отношении «СП-2»

Киев прекрасно понимает, что «Северный поток – 2» будет достроен, и ему ничего не остается, кроме как заявить о своей готовности к этому для успокоения украинских потребителей. Такое мнение в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев заявил о готовности Киева к запуску российского газопровода «Северный поток – 2». Он также отметил существование риска потери доходов Украины от транзита и некоего «компонента безопасности», но при этом заверил, что дефицит топлива стране не грозит. Об этом пишет издание «Украинская неделя».

Ранее Андрей Коболев заявил, что остановка строительства «Северного потока – 2» является «вопросом жизни и смерти» для граждан Украины.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью «ПолитРоссии» объяснил такой политический разворот Киева в отношении российского проекта. По его словам, подобные разнополярные заявления имеют разных адресатов.

 

«Киев прекрасно понимает, что все-таки “Северный поток – 2” будет достроен. Просто им ничего не остается делать. “Нафтогаз” постоянно критиковал “Газпром”, поливал его грязью и теперь по инерции продолжает, не может поменять свое отношение. Тогда заявления делались для внешнего пользователя, для европейцев, они пытались политизировать “Северный поток – 2”, потому что в ЕС считается, что нельзя реализовывать политические проекты. И Киев хотел придать такой статус, что якобы РФ достроит “СП-2”, лишит Украину денег, она не сможет обороняться, и тогда и ее, и Европу можно будет захватить», – рассказывает эксперт.

 

Последнее же заявление Андрея Коболева направлено на украинских пользователей, на внутренних потребителей, считает Юшков. Их пытаются заверить, что ничего страшного не происходит, что в руководстве страны находятся прекрасные и гениальные менеджеры, которые даже после запуска «Северного потока – 2» спасут от возможных финансовых сложностей.

 

«Есть два риска для Украины от запуска российского газопровода, в целом, в “Нафтогазе” об этом и говорят. Первое: Киев лишится денег за транзит. Но после запуска “СП – 2” у него будет гарантированный доход до конца 2024 года. В конце 2019 года на пять лет был подписан новый договор, по которому “Газпром”, даже если не прокачивает газ через Украину, все равно будет платить. То есть там стоит очень жесткое условие – качай или плати. Первый 2020 год был на 65 млрд кубов, оставшиеся четыре года – на 40 млрд кубов. Поэтому даже если “Газпром” в этом году запускает “СП-2” и снимает часть объема транзита через Украину, то Киев с точки зрения доходов от транзита ничего не заметит», – отметил Игорь Юшков.

 

Второй проблемой для Украины является то, что сейчас они импортируют российский газ, который идет по виртуальному реверсу, несмотря на то, что в документах написано «Словакия», «Венгрия», «Польша».

 

«“Газпром” продает европейские трейдеры – украинским компаниям. Но в реальности никакого движения газа из Европы на Украину нет. И когда прекратится транзит, виртуальный реверс перестанет существовать, и нужно будет импортировать его из Европы в реальности. Это, конечно, будет дорого, но возможно, ничего фантастического нет. Но тем не менее для них это, действительно, проблема, потому что, когда через вас проходят большие объемы транзита, вы и купить можете столько, сколько хотите. А когда вы гоните реверсом из Европы, то здесь уже сложнее, то есть надо физически найти где-то этот газ. В России фактически неограниченный объем топлива можно купить, а в Европе в случае холодов попробуй его найди», – заявил собеседник «ПолитРоссии».

 

Закупка газа у Европы значительно понизит надежность снабжения, уверен Игорь Юшков. Однако в сложившейся ситуации виноват сам «Нафтогаз», который намеренно испортил отношения с «Газпромом», оказавшись в заложниках политической позиции.

 

«Конечно, это понижает надежность снабжения. Только это вопрос к самому “Нафтогазу”, они сделали все для того, чтобы поссориться с “Газпромом”, чтобы выставить ему самые невыгодные условия по транзиту, засудить его и так далее. А теперь, что вы хотите, чтобы “Газпром” обеспечивал за свой счет надежность газоснабжения? Покупайте напрямую газ у “Газпрома”, это все решается прямыми закупками. И вопрос с надежностью газоснабжения будет решен. А если вы находитесь в заложниках у своей политической позиции и не хотите покупать газ у одного из поставщиков, так это ваши проблемы, это ваша стратегия», – подытожил эксперт.

 

Автор: Дана Киселева

Источник: ПолитРоссия, 02.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики