Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > После запуска "Северного потока–2" у Украины будет "пространство для маневра"

После запуска "Северного потока–2" у Украины будет "пространство для маневра"

Украина как государство не перестанет существовать, если потеряет деньги за транзит российского газа, однако на стране это ощутимо скажется, убежден ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой подсчитал, что после запуска газопровода "Северный поток–2" Киев может потерять 3 млрд долларов, но не будет для страны критично.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков в беседе с Baltnews рассказал, действительно ли для Украины это будет не очень большой потерей.

"Он, скорее, упрощают всю эту ситуацию, потому что 3 млрд долларов – это цифра, которая все время фигурирует как плата "Газпрома" за транзит. Действительно, до недавнего времени она примерно такая и была. В контракте, который закончился в конце 2019 года, были довольно большие объемы – "Газпром" качал примерно по 80–90 млрд кубов газа в год транзитом. Соответственно, выходило примерно около 3 млрд долларов. Цифра все время варьировалась, потому что она была привязана к стоимости газа", – отметил он.

Однако сейчас между Россией и Украиной действует новый контракт на транзит газа, и по нему в прошлом году Украина получила уже меньше – около 2,5 млрд.

"Там довольно-таки высокий тариф, но объем снижен. Однако в контракте есть так называемое условие "качай или плати". Даже если "Газпром" сейчас достроит "Северный поток–2", запустит его на полную мощность и вообще ничего не будет качать через Украину, Киев все равно будет получать деньги", – пояснил Юшков, добавив, что в прошлом году объем "качай или плати" составил 65 млрд кубов.

"В этом году и еще в следующие три года вплоть до конца 2024 это условие "качай или плати" на 40 млрд кубов, то есть примерно меньше чуть меньше 2 млрд долларов, Украина будет получать за транзит российского газа", – считает эксперт.

По его словам, даже если транзита физически не будет и "Газпром" перекинет его на "Северный поток–2", у Украины будет некий переходный период.

"Другой вопрос, конечно, в том, что Украина как государство не все эти деньги получает. Дело в том, что "Газпром" платит оператору газотранспортной системы, тот берет все свои издержки, которые он имеет, чтобы прокачивать газ. А потом он оставшиеся деньги передает "Нафтогазу" Украины, который вообще непонятно как там прилеплен. То есть он ничего не делает, но деньги получает", – подчеркнул Юшков.

Затем "Нафтогаз" уже в качестве дивидендов перечисляет часть своих средств государству, которое является собственником этой компании, но не всю сумму.

Напомним, Россия и Украина в конце декабря 2019 года подписали пакет соглашений о продолжении транзита газа через Украину, в том числе транзитный контракт на пять лет, согласно которому "Газпром" гарантирует прокачку 65 млрд кубометров газа в первый год и по 40 млрд в последующие четыре. Эти договоренности обеспечили продолжение транзита с 1 января после истечения предыдущего контракта.

Одним из ключевых условий продолжения этого транзита был переход Украины на европейские правила управления газотранспортной системой – для этого была создана отдельная компания-оператор. Ее отделение (анбандлинг) от "Нафтогаза" завершилось 1 января 2020 года.

Украинская сторона опасается потери транзита российского газа, так как в настоящий момент из России в Германию строится газопровод "Северный поток–2", который обеспечит прямые поставки голубого топлива в Европу.

Источник: Baltnews.ee, 03.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики