Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > После запуска "Северного потока–2" у Украины будет "пространство для маневра"

После запуска "Северного потока–2" у Украины будет "пространство для маневра"

Украина как государство не перестанет существовать, если потеряет деньги за транзит российского газа, однако на стране это ощутимо скажется, убежден ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой подсчитал, что после запуска газопровода "Северный поток–2" Киев может потерять 3 млрд долларов, но не будет для страны критично.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков в беседе с Baltnews рассказал, действительно ли для Украины это будет не очень большой потерей.

"Он, скорее, упрощают всю эту ситуацию, потому что 3 млрд долларов – это цифра, которая все время фигурирует как плата "Газпрома" за транзит. Действительно, до недавнего времени она примерно такая и была. В контракте, который закончился в конце 2019 года, были довольно большие объемы – "Газпром" качал примерно по 80–90 млрд кубов газа в год транзитом. Соответственно, выходило примерно около 3 млрд долларов. Цифра все время варьировалась, потому что она была привязана к стоимости газа", – отметил он.

Однако сейчас между Россией и Украиной действует новый контракт на транзит газа, и по нему в прошлом году Украина получила уже меньше – около 2,5 млрд.

"Там довольно-таки высокий тариф, но объем снижен. Однако в контракте есть так называемое условие "качай или плати". Даже если "Газпром" сейчас достроит "Северный поток–2", запустит его на полную мощность и вообще ничего не будет качать через Украину, Киев все равно будет получать деньги", – пояснил Юшков, добавив, что в прошлом году объем "качай или плати" составил 65 млрд кубов.

"В этом году и еще в следующие три года вплоть до конца 2024 это условие "качай или плати" на 40 млрд кубов, то есть примерно меньше чуть меньше 2 млрд долларов, Украина будет получать за транзит российского газа", – считает эксперт.

По его словам, даже если транзита физически не будет и "Газпром" перекинет его на "Северный поток–2", у Украины будет некий переходный период.

"Другой вопрос, конечно, в том, что Украина как государство не все эти деньги получает. Дело в том, что "Газпром" платит оператору газотранспортной системы, тот берет все свои издержки, которые он имеет, чтобы прокачивать газ. А потом он оставшиеся деньги передает "Нафтогазу" Украины, который вообще непонятно как там прилеплен. То есть он ничего не делает, но деньги получает", – подчеркнул Юшков.

Затем "Нафтогаз" уже в качестве дивидендов перечисляет часть своих средств государству, которое является собственником этой компании, но не всю сумму.

Напомним, Россия и Украина в конце декабря 2019 года подписали пакет соглашений о продолжении транзита газа через Украину, в том числе транзитный контракт на пять лет, согласно которому "Газпром" гарантирует прокачку 65 млрд кубометров газа в первый год и по 40 млрд в последующие четыре. Эти договоренности обеспечили продолжение транзита с 1 января после истечения предыдущего контракта.

Одним из ключевых условий продолжения этого транзита был переход Украины на европейские правила управления газотранспортной системой – для этого была создана отдельная компания-оператор. Ее отделение (анбандлинг) от "Нафтогаза" завершилось 1 января 2020 года.

Украинская сторона опасается потери транзита российского газа, так как в настоящий момент из России в Германию строится газопровод "Северный поток–2", который обеспечит прямые поставки голубого топлива в Европу.

Источник: Baltnews.ee, 03.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики