|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > После запуска "Северного потока–2" у Украины будет "пространство для маневра" После запуска "Северного потока–2" у Украины будет "пространство для маневра"Украина как государство не перестанет существовать, если потеряет деньги за транзит российского газа, однако на стране это ощутимо скажется, убежден ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. Экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой подсчитал, что после запуска газопровода "Северный поток–2" Киев может потерять 3 млрд долларов, но не будет для страны критично. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков в беседе с Baltnews рассказал, действительно ли для Украины это будет не очень большой потерей. "Он, скорее, упрощают всю эту ситуацию, потому что 3 млрд долларов – это цифра, которая все время фигурирует как плата "Газпрома" за транзит. Действительно, до недавнего времени она примерно такая и была. В контракте, который закончился в конце 2019 года, были довольно большие объемы – "Газпром" качал примерно по 80–90 млрд кубов газа в год транзитом. Соответственно, выходило примерно около 3 млрд долларов. Цифра все время варьировалась, потому что она была привязана к стоимости газа", – отметил он. Однако сейчас между Россией и Украиной действует новый контракт на транзит газа, и по нему в прошлом году Украина получила уже меньше – около 2,5 млрд. "Там довольно-таки высокий тариф, но объем снижен. Однако в контракте есть так называемое условие "качай или плати". Даже если "Газпром" сейчас достроит "Северный поток–2", запустит его на полную мощность и вообще ничего не будет качать через Украину, Киев все равно будет получать деньги", – пояснил Юшков, добавив, что в прошлом году объем "качай или плати" составил 65 млрд кубов. "В этом году и еще в следующие три года вплоть до конца 2024 это условие "качай или плати" на 40 млрд кубов, то есть примерно меньше чуть меньше 2 млрд долларов, Украина будет получать за транзит российского газа", – считает эксперт. По его словам, даже если транзита физически не будет и "Газпром" перекинет его на "Северный поток–2", у Украины будет некий переходный период. "Другой вопрос, конечно, в том, что Украина как государство не все эти деньги получает. Дело в том, что "Газпром" платит оператору газотранспортной системы, тот берет все свои издержки, которые он имеет, чтобы прокачивать газ. А потом он оставшиеся деньги передает "Нафтогазу" Украины, который вообще непонятно как там прилеплен. То есть он ничего не делает, но деньги получает", – подчеркнул Юшков. Затем "Нафтогаз" уже в качестве дивидендов перечисляет часть своих средств государству, которое является собственником этой компании, но не всю сумму. Напомним, Россия и Украина в конце декабря 2019 года подписали пакет соглашений о продолжении транзита газа через Украину, в том числе транзитный контракт на пять лет, согласно которому "Газпром" гарантирует прокачку 65 млрд кубометров газа в первый год и по 40 млрд в последующие четыре. Эти договоренности обеспечили продолжение транзита с 1 января после истечения предыдущего контракта. Одним из ключевых условий продолжения этого транзита был переход Украины на европейские правила управления газотранспортной системой – для этого была создана отдельная компания-оператор. Ее отделение (анбандлинг) от "Нафтогаза" завершилось 1 января 2020 года. Украинская сторона опасается потери транзита российского газа, так как в настоящий момент из России в Германию строится газопровод "Северный поток–2", который обеспечит прямые поставки голубого топлива в Европу. Источник: Baltnews.ee, 03.03.2021 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Литий – новое эльдорадо энергетики?Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегазГосударственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограниченийНовая логистика российского нефтяного бизнесаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |