Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток — 2": Юшков оценил потери Украины и энергетическую безопасность ЕС

"Северный поток — 2": Юшков оценил потери Украины и энергетическую безопасность ЕС

Запуск газопровода "Северный поток — 2" через Балтику может обернуться для Украины потерей 3 млрд долларов, считает экс-министр экономики страны Владимир Лановой. Однако США, вводя санкции, больше заботится о своем кармане, а не об украинском. По противодействию "Северному потоку — 2" можно написать уже целую диссертацию, подчеркнул в комментарии NN эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков.

 

"Стратегия США заключается в том, чтобы не дать РФ построить обходные газопроводы в Европу мимо Украины, затем перекрыть этот транзит и тем самым сократить поставки российского газа в ЕС, а самим продавать им свой более дорогой сжиженный газ", — отметил Юшков.

 

Противодействие строительству газопровода, пояснил газовый эксперт, идет в двух форматах – реальном (непосредственно санкции) и информационном, причем в медийном примеров куда больше.

 

"Наибольшее противодействие идет в информационном пространстве. Так, один американский аналитик заявил, что "Северный поток — 2" строится совсем не для транзита газа, по трубе якобы поползут российские солдаты и захватят Европу. Тот факт, что по дну моря ползти более тысячи километров, он как-то не учел. Потом было заявление о якобы готовящемся захвате Балтийского моря. Мол, после окончания строительства "злая Россия" расставит там свой флот, оправдываясь необходимостью защиты газопровода. Почему мы не расставили ВМФ, запустив в 2011 году "Северный поток — 1", неясно", — сказал Юшков.

 

В данном плане отличились и наши скандинавские соседи. Так, напомнил Юшков, в 2018 году шведский институт военно-политических исследований опубликовал доклад о том, как РФ захватит их остров Готланд, мимо которого проходит газопровод. Как следует из документа, группа российского спецназа высадится на остров под видом ремонтников "Северного потока — 1".

 

"Все эти абсурдные заявления были нужны для политизации строительства газопровода. Реальные же санкции были введены только однажды — в декабре 2019 года, и были "зашиты" в оборонный бюджет США на 2020 год. В них два пункта. Первым запрещается оказывать услуги по строительству новых газопроводов из РФ в Европу, вторым запрещено финансировать такого рода проекты. В результате швейцарская компания остановила свои трубоукладчики, и лишь спустя год РФ смогла продолжить работы уже своими судами в немецкой и датской акваториях", — отметил Юшков.

 

Все остальные угрозы, по словам эксперта, основаны только на страхах. Рассылку американскими сенаторами письменных угроз различным иностранным компаниям он назвал "гопнической демократией".

 

"Сенаторы США зачастую применяют инструменты гопнической дипломатии. Они рассылают письма компаниям, в которых грозятся их разорить, если те не прекратят работать в рамках проекта "Северный поток — 2". Со стороны ЕС никаких официальных санкций нет. Есть попытки усложнить жизнь проекту. Де-факто они являются санкциями, а де-юре — нет. Пример: распространение действия европейского антимонопольного законодательства в области энергетики на морские газопроводы. Раньше его действие заканчивалось на берегу", — напомнил Юшков.

 

Таким образом, когда "Северный поток — 2" введут в эксплуатацию, его можно будет загружать лишь на половину мощности. Газопровод рассчитан на 55 млрд кубов в год, а прокачивать можно будет только 27,5 млрд кубов, хотя совершенно ясно, что на дне моря развивать какую-либо конкуренцию невозможно. Однако, как обойти эти требования, сейчас решается.

 

"Не исключено, что "Газпром" будет передавать часть газа клиентам в 12 милях от берега Германии, где начинается это регулирование, чтобы не только газ российский шел, но и газ других собственников. Есть механизмы по снятию этих ограничений, и "Газпром" готовится их применить. В Европе уже многие понимают, что стратегия США приведет лишь к росту цен на газ, электричество и все производимые в их странах товары, понижая конкурентоспособность по сравнению с американскими", — заключил Юшков.

Источник: Nation News, 03.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики