Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Юшков: потери из-за запуска "СП-2" Киев возместит из карманов украинцев

Аналитик Юшков: потери из-за запуска "СП-2" Киев возместит из карманов украинцев

Киев не сразу после запуска "Северного потока — 2" потеряет деньги за транзит российского газа, потому что "Газпром" продолжит платить украинским компаниям, даже если не будет перекачки до окончания контракта, сообщил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

После запуска российского газопровода "Северный поток — 2" Украина может потерять три миллиарда долларов, однако этот ущерб не будет катастрофой для государства, заявил экс-министр экономики Украины Владимир Лановой.

При этом он подчеркнул, что украинцы станут беднее по причине того, что правительство повышает тарифы на тепло, электроэнергию, газ и другие энергетические ресурсы.

На самом деле Украина за перекачку газа получает меньше трех млрд, так как сейчас действует другой контракт. Такая сумма была раньше, когда тариф за транзит был меньше, а объем больше — 90 млрд кубов, сообщил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью "ПолитЭксперту".

"С 2020 года действует новый пятилетний контракт. В 2020 году "Газпром" должен был прокачать или оплатить 65 млрд кубов. Здесь такой момент, что этот новый пятилетний контракт подразумевает жесткое условие "качай или плати". Поэтому когда будет достроен "СП-2", Украина свои деньги не потеряет. Так как если "Газпром" вообще не будет качать газ через Украину, то все равно должен будет платить", — констатировал он. 

Так, в прошлом году объем транзита составил 54 млрд кубов, в этом и последующие ожидается от 4  до 40 млрд кубов, добавил аналитик.

Он отметил, что действительно неясно, куда уходят деньги, полученные Украиной от перекачки газа. По новому контракту основным контрагентом "Газпрома" является новая компания "Оператор газотранспортной системы Украины", однако и "Нафтогаз" остается причастным к процессу. 

""Газпром" отдает деньги за транзит "Оператору ГТС Украины", который берет часть средств, затраченных на прокачку, обеспечение энергии и т. д., а оставшиеся деньги передает "Нафтогазу". Тот свое отщипывает и только часть возвращает государству как дивиденды. Поэтому бюджет Украины получает не три и даже не два млрд долларов, а намного меньше", — пояснил Юшков.

Именно поэтому запуск "Северного потока — 2" не разрушит экономику Украины, но станет неприятной потерей для страны. Однако ближайшее четыре года Киев может не думать об этом, убежден аналитик.

По его мнению, украинские граждане понесут потери, поскольку будущие затраты из-за "СП-2" страна переложит на конечного потребителя. После того, как Украина лишится транзита газа из России, ей придется придумывать новые схемы приобретения этого ресурса. Например, либо вернуться к прямым закупкам у "Газпрома", что неприемлемо для нее, либо качать его прямо из Европы, что приведет к большим затратам, считает Юшков.

"И в этом плане украинским газовым компаниям очень выгодно работать. Потому что они всегда повышают тарифы, говорят, что в Европе газ подорожал. Но когда в Европе газ дешевеет, они тарифы не снижают. А также надо помнить, что Украина из потребляемого газа 2/3 добывает сама на своей территории, и он гораздо дешевле, чем импортный. Но они весь газ продают, как будто он закупается в Европе", — заключил собеседник ПЭ.

Ранее стало известно, что высказывания президентов Польши и Украины Анджея Дуды и Владимира Зеленского по поводу "Северного потока — 2" не нашли поддержки у стран Прибалтики. По причине того, что они не имеют никаких прямых выгод от саботирования российского проекта.

Автор: Яна Конькова

Источник: Politexpert.net, 04.03.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики