Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вот вам и независимость от России: какие убыточные проекты финансирует Брюссель

Вот вам и независимость от России: какие убыточные проекты финансирует Брюссель

Еврокомиссия тратит деньги европейских налогоплательщиков на заведомо убыточные проекты. Счет идет на сотни миллионов евро.

Брюссельская бюрократия замечена в нерациональном расходовании средств. За семь лет Еврокомиссия (ЕК) вложила 440 млн евро в бесперспективные газовые проекты. Всего таких насчиталось семь. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного международной правозащитной организацией Global Witness, сообщает EADaily.

Однако бесперспективные газовые проекты – не единственное слабое место Еврокомиссии. Baltnews предлагает вспомнить проекты, в которые вкладываются немалые суммы, причем с невысокой отдачей.

BRUA

Газопровод BRUA получил от Еврокомиссии финансирование в размере 431 млн евро. Трубопровод был призван соединить месторождения газа в румынской акватории Черного моря с Болгарией, Венгрией и Австрией. Однако перспективы проекта туманны. Это и привлекло внимание правозащитников Global Witness.

Эксперты убеждены, что BRUA, скорее всего, не сможет достичь ни одной из целей. На данном этапе построен только румынский участок. Его закончили в ноябре 2020 года. При этом он не соединен ни с соседними странами, ни с непосредственно месторождениями в Черном море.

"Инвесторы обеспокоены тем, что по газопроводу не будут подавать черноморский газ, так как Exxon (один из операторов еще неосвоенных месторождений в Черном море) объявил о желании покинуть проект и продать лицензию. В апреле прошлого года это привело к тому, что планы по продлению BRUA в Венгрию отменили", – говорится в отчете.

Таким образом, неясно, транспортировку какого газа организуют, если добыча черноморского газа не начнется. Газопровод построят, а ресурсов нет.

Газопровод Baltic Pipe

Газопровод Baltic Pipe – главный проект Польши. Газопровод призван снабжать Польшу газом после того, как истечет долгосрочный контракт на поставку российского газа с "Газпромом". Он должен связать месторождения на норвежском шельфе в Северном море с Польшей через Данию. Открытие газопровода запланировано на 1 октября 2022 года.

Предполагается, что Baltic Pipe позволит с 2022 года поставлять газ из Северного моря в Польшу и страны Балтии. Кроме того, по трубопроводу можно будет транспортировать газ из Польши, в том числе поставленный в эту страну сжиженный природный газ (СПГ) в Данию и Швецию, заявили в Еврокомиссии. Без помощи Еврокомиссии и здесь не обошлись.

15 апреля 2019 года польские власти подписали в Брюсселе договор о том, что ЕК примет участие в финансировании проекта. Согласно этому договору, на строительство газопровода Baltic Pipe из европейского бюджета будет выделено около 215 млн евро. Правда, и здесь экономическая выгода проекта не доказана. Труба также рискует остаться незаполненной.

"Норвегия же достигла пика добычи газа и снижает ее объем, ресурсная база в Северном море истощается. Соответственно, у норвежцев возникнет проблема с загрузкой газопровода", – говорил ранее ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Это значит, что Польша вкупе с ЕК рискует заплатить за пустую трубу.

Железная дорога Rail Baltica

Проект века стран Балтии предполагает создание железнодорожной магистрали европейского стандарта от Таллина до границы Литвы с Польшей. Протяженность линии составит 870 км. Проект софинансируется из средств ЕС. Окончание строительства запланировано на 2026 год.

По данным Европейской ревизионной палаты, фактическая стоимость проекта – это не изначально запланированные 4,648 млрд евро или уже выделенные 5,8 млрд евро, а 7 млрд евро. Есть риск, что расходы возрастут еще больше. Такие оценки проекту дали в июне 2020 года. За короткий срок затраты возросли на 2,35 млрд евро. От проекта еще не отказались. Вместе с ранее подписанными соглашениями проект Rail Baltica уже получил около 1,2 млрд евро из европейских фондов и от Латвии, Литвы и Эстонии.

Между тем и местные, и европейские эксперты считают проект убыточным. Еще в 2019 году начались разговоры о том, что Rail Baltica может принести четыре миллиарда убытков.

"Отрицательная доходность дороги уже прогнозируется даже в случае, если показатели грузо- и пассажиропотока будут такими, как считалось. По уточненным данным, общий результат коммерческой деятельности Rail Baltica оценивается в минус четыре миллиарда", – указывала тогда докторант Балтийской международной академии Ольга Питерина.

Источник: Baltnews.lv, 07.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики