Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Интерконнектор GIPL позволит Польше и Литве перепродавать друг другу российский газ

Интерконнектор GIPL позволит Польше и Литве перепродавать друг другу российский газ

Прибалтийские интерконнекторы не угрожают российскому газу, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Литовские власти решили отомстить РФ за перевод транзита белорусских нефтепродуктов из Клайпедского порта в Усть-Лугу. Вильнюс считает, что сможет взять реванш за счет снижения зависимости прибалтийских государств от российского газа. 

Большие надежды литовцы возлагают на Gas-Interconnection Poland-Lithuania (GIPL), который должен соединить Прибалтику и Финляндию с единым энергорынком ЕС. Данный проект якобы поможет прибалтам стать независимыми от российского газа.

Литовское заявление носит политический характер: уход белорусских нефтепродуктов чувствителен для Клайпеды, но критичной для работы литовского порта стала бы потеря белорусских удобрений, а по ним Минск сохраняет сотрудничество с Вильнюсом. 

Контракт Минска и Москвы на перевалку 9,8 млн тонн нефтепродуктов в российских портах на Балтике является спорным с экономической точки зрения: он носит субсидиарный характер для России, а для Белоруссии удлиняет транспортное плечо. Проблему решит долгосрочный контракт на пять-десять лет со строительством нефтепродуктопровода из Белоруссии, но такое сотрудничество пока не согласовано.

Это говорит о возможности возвращения белорусских нефтепродуктов в Клайпеду, но компромисс между Минском и Вильнюсом маловероятен, уж слишком рьяно литовцы взялись за критику президента Белоруссии Александра Лукашенко.

Российский газ доминирует на рынке Восточной Европы

Что касается GIPL и единой с ЕС газотранспортной системы, то проект будет реализован. Еще нельзя забывать про Balticconnector, который связал Эстонию и Финляндию. У прибалтов денег на такие начинания нет: они финансируются из европейского бюджета.

Одних газотранспортных ресурсов мало, необходим сам газ. Восточноевропейские государства питаются российским газом. Есть СПГ-терминалы в Польше, Литве и Хорватии, но они в целом не предлагают конкурентоспособное сырье. 

«В данном регионе действительно существует нехватка газа. Газотранспортные мощности можно развернуть в обратном направлении, но раз нет своего газа в необходимом для экспорта количестве, то чем тогда торговать?» - заключает Митрахович.

В 2017 году Восточная Европа потребила 125 млрд кубов газа, а импортировала – 113 млрд кубов. 70% поставок обеспечила Россия, причем с тех пор позиции Москвы не ухудшились, несмотря на усиленное внешнеполитическое давление многих государств.

До «коронакризиса» базовым прогнозом был рост потребления газа в этом регионе. Назывались две причины: во-первых, экономический рост в среднем на два-три процента в год, а во-вторых, лоббирование «зеленой» политики в ряде государств – в первую очередь в Польше и Чехии.

Главными потребителями газа в регионе являются теплоэнергетика и электрогенерация, которые продолжат расти, поэтому прибалты не найдут лишние объемы газа в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии.

Поляки планируют построить газопровод Baltic Pipe по доставке норвежского газа из Дании, но его мощность оценивается в десять миллиардов кубов газа, что эквивалентно закупкам Польши у «Газпрома». Варшава не будет делиться с партнерами данным сырьем. 

«По этим интерконнекторам можно будет торговать только тем газом, который Прибалтика и Польша импортировали. Либо это российский газ, либо СПГ через морские терминалы. Допустим, получила Литва СПГ, регазифицировала его, продала Польше и наоборот, и это единственный вариант в рамках строящейся сегодня инфраструктуры», - констатирует Митрахович.

СПГ является ненадежным ресурсом. Во-первых, он стоит дороже российского природного газа, а не все готовы, как Литва, оплачивать разницу, а во-вторых, не всегда на рынке существуют объемы, так что отказ от закупок у «Газпрома» нереален.

России нужны европейские интерконнекторы

«Развитие интерконнекторов в ЕС можно приветствовать. Чем больше газовой инфраструктуры, тем дольше будет век газа, и тем больше это сырье будет конкурировать с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ)», - резюмирует Митрахович.

Однако такое строительство не решит задачи обеспечения энергонезависимости от РФ, о чем постоянно говорят прибалты. Новая инфраструктура позволит данным странам перепродавать друг другу купленное у внешних поставщиков, включая «Газпром», сырье.

«Если они хотят этим заниматься, пусть занимаются. Это не отменяет необходимости закупок газа у России, которая не является противником данных проектов. Мы – крупный поставщик, который все равно продаст свой газ», - заключает Митрахович.

Антироссийскую политику можно вести сколько угодно, но существует европейская энергетика, которая зависит на 33-35% от импорта российского газа. Вариантов отказаться от него не существует: можно только бороться с ростом закупок из России.

«Еврокомиссия и многие европейские политики продвигали тезис о снижении зависимости от российского газа 10-15 лет назад. Только за это время доля российского газа в Европе выросла, и это результат данных усилий», - констатирует Митрахович

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 08.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики