Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Интерконнектор GIPL позволит Польше и Литве перепродавать друг другу российский газ

Интерконнектор GIPL позволит Польше и Литве перепродавать друг другу российский газ

Прибалтийские интерконнекторы не угрожают российскому газу, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Литовские власти решили отомстить РФ за перевод транзита белорусских нефтепродуктов из Клайпедского порта в Усть-Лугу. Вильнюс считает, что сможет взять реванш за счет снижения зависимости прибалтийских государств от российского газа. 

Большие надежды литовцы возлагают на Gas-Interconnection Poland-Lithuania (GIPL), который должен соединить Прибалтику и Финляндию с единым энергорынком ЕС. Данный проект якобы поможет прибалтам стать независимыми от российского газа.

Литовское заявление носит политический характер: уход белорусских нефтепродуктов чувствителен для Клайпеды, но критичной для работы литовского порта стала бы потеря белорусских удобрений, а по ним Минск сохраняет сотрудничество с Вильнюсом. 

Контракт Минска и Москвы на перевалку 9,8 млн тонн нефтепродуктов в российских портах на Балтике является спорным с экономической точки зрения: он носит субсидиарный характер для России, а для Белоруссии удлиняет транспортное плечо. Проблему решит долгосрочный контракт на пять-десять лет со строительством нефтепродуктопровода из Белоруссии, но такое сотрудничество пока не согласовано.

Это говорит о возможности возвращения белорусских нефтепродуктов в Клайпеду, но компромисс между Минском и Вильнюсом маловероятен, уж слишком рьяно литовцы взялись за критику президента Белоруссии Александра Лукашенко.

Российский газ доминирует на рынке Восточной Европы

Что касается GIPL и единой с ЕС газотранспортной системы, то проект будет реализован. Еще нельзя забывать про Balticconnector, который связал Эстонию и Финляндию. У прибалтов денег на такие начинания нет: они финансируются из европейского бюджета.

Одних газотранспортных ресурсов мало, необходим сам газ. Восточноевропейские государства питаются российским газом. Есть СПГ-терминалы в Польше, Литве и Хорватии, но они в целом не предлагают конкурентоспособное сырье. 

«В данном регионе действительно существует нехватка газа. Газотранспортные мощности можно развернуть в обратном направлении, но раз нет своего газа в необходимом для экспорта количестве, то чем тогда торговать?» - заключает Митрахович.

В 2017 году Восточная Европа потребила 125 млрд кубов газа, а импортировала – 113 млрд кубов. 70% поставок обеспечила Россия, причем с тех пор позиции Москвы не ухудшились, несмотря на усиленное внешнеполитическое давление многих государств.

До «коронакризиса» базовым прогнозом был рост потребления газа в этом регионе. Назывались две причины: во-первых, экономический рост в среднем на два-три процента в год, а во-вторых, лоббирование «зеленой» политики в ряде государств – в первую очередь в Польше и Чехии.

Главными потребителями газа в регионе являются теплоэнергетика и электрогенерация, которые продолжат расти, поэтому прибалты не найдут лишние объемы газа в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии.

Поляки планируют построить газопровод Baltic Pipe по доставке норвежского газа из Дании, но его мощность оценивается в десять миллиардов кубов газа, что эквивалентно закупкам Польши у «Газпрома». Варшава не будет делиться с партнерами данным сырьем. 

«По этим интерконнекторам можно будет торговать только тем газом, который Прибалтика и Польша импортировали. Либо это российский газ, либо СПГ через морские терминалы. Допустим, получила Литва СПГ, регазифицировала его, продала Польше и наоборот, и это единственный вариант в рамках строящейся сегодня инфраструктуры», - констатирует Митрахович.

СПГ является ненадежным ресурсом. Во-первых, он стоит дороже российского природного газа, а не все готовы, как Литва, оплачивать разницу, а во-вторых, не всегда на рынке существуют объемы, так что отказ от закупок у «Газпрома» нереален.

России нужны европейские интерконнекторы

«Развитие интерконнекторов в ЕС можно приветствовать. Чем больше газовой инфраструктуры, тем дольше будет век газа, и тем больше это сырье будет конкурировать с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ)», - резюмирует Митрахович.

Однако такое строительство не решит задачи обеспечения энергонезависимости от РФ, о чем постоянно говорят прибалты. Новая инфраструктура позволит данным странам перепродавать друг другу купленное у внешних поставщиков, включая «Газпром», сырье.

«Если они хотят этим заниматься, пусть занимаются. Это не отменяет необходимости закупок газа у России, которая не является противником данных проектов. Мы – крупный поставщик, который все равно продаст свой газ», - заключает Митрахович.

Антироссийскую политику можно вести сколько угодно, но существует европейская энергетика, которая зависит на 33-35% от импорта российского газа. Вариантов отказаться от него не существует: можно только бороться с ростом закупок из России.

«Еврокомиссия и многие европейские политики продвигали тезис о снижении зависимости от российского газа 10-15 лет назад. Только за это время доля российского газа в Европе выросла, и это результат данных усилий», - констатирует Митрахович

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 08.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики