Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Венгрия задержит пуск «Турецкого потока» на полную: санкции США и цена газа

Венгрия задержит пуск «Турецкого потока» на полную: санкции США и цена газа

Будапешт откладывает расширение строящегося газового интерконнектора с Сербией на год из-за санкций США. По газопроводу будет поступать газ из европейской ветки «Турецкого потока» в Венгрию и Австрию. Власти страны при этом заявляют, что по этому маршруту через два года может начаться и импорт газа из Азербайджана. Эксперты считают, что Будапешт использует ситуацию, чтобы выторговать себе более привлекательные условия на поставку российского газа.

Оператор газотранспортной системы Венгрии FGSZ опубликовал решение госрегулятора MEKH о том, чтобы перенести на год расширение интерконнектора на границе Венгрии и Сербии с 6 млрд кубометров до 8,5 млрд кубометров — с 1 октября 2022 года на 1 октября 2023 года. В документе о внесении изменений в десятилетний план развития венгерской ГТС говорится, что одной из причин стало введение санкций США к «Турецкому потоку» в июле 2020 года. Тогда Госдепартамент заявил, что с 15 июля раздел 232 закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) может распространяться и на «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Он запрещает инвестиции, продажу материалов и оборудования и предоставление услуг для российских экспортных энергопроектов.

Венгерский регулятор отметил, что отложил проект расширения по просьбе оператора, который из-за неопределенности с санкциями вынужден был остановить «открытый сезон» по сбору заявок на распределение мощностей будущего расширения интерконнектора и в результате не успевает уложиться в сроки строительства. Об этом говорится в решении MEKH. В нем же регулятор замечает, что строительство самого интерконнектора продолжается и с мощностью 6 млрд кубометров год его планируют запустить к 1 октябрю этого года.

Специфика «Турецкого потока» заключается в том, что он заканчивается в Турции, а для поставок газа из него в Болгарии, Сербии и Венгрии строят отдельные газопроводы, которые будут принадлежать операторам этих стран. Формально они не имеют никакого отношения к проекту черноморского газопровода и являются совершенно отдельными проектами. Однако в Будапеште решили подстраховаться.

Очевидно, одной из причин может быть неофициальное давление американских властей, чтобы Венгрия наращивала закупку газа из альтернативных источников. Одним из подтверждений тому может быть ситуация с поставками в страну СПГ — через новый терминал в соседней Хорватии.

Венгерское издание 444 писало, что американские дипломаты настаивали на мощности в 5−10 млрд кубометров в год. Однако такие объемы странам просто не нужны, и они согласились на 2,6 млрд кубометров. При этом окончательную точку в решении судьбы терминала на острове Крк поставил Будапешт, без которого его и быть не могло. Венгерское издание замечало, что желающих закупать газ через Хорватию было мало и венгерское правительство попросило госгруппу MVM заключить контракт на 1 млрд кубометров в год. Она согласилась, но три четверти закупаемого СПГ все равно будет оставаться в Хорватии в обмен на российский газ, так как Энергетическое агентство Хорватии установило очень высокую плату за исходящую мощность в Венгрию.

С другой стороны, сейчас с «Газпромом» у венгерских компаний действуют краткосрочные контракты и Будапешт уже заявлял, что хочет выторговать себе более привлекательные условия для закупки 6,2 млрд кубометров в год.

«Наша цель — подписать три пятилетних соглашения, которые позволят отказаться от сделки каждые пять лет», — говорил в июне прошлого года министр иностранных дел Венгрии Петр Сийярто. Он уточнял, что такая форма позволит гарантировать долгосрочные поставки, а также возможность изменить контракты или отказаться от них, если на энергорынке появится предложение лучше.

Возможно, с переговорами о будущих контрактах связаны и заявления Венгрии о возможности закупать значительные объемы азербайджанского газа из «Южного газового коридора».

«В конце этого года Венгрия присоединится к „Южному газовому коридору“. Венгерские газопроводы будут соединены с сербскими газопроводами. Важно, чтобы Венгрия получала газ из „Южного газового коридора“. Азербайджан может увеличить производство газа», — сказал сегодня, 10 марта, глава МИД Венгрии Петр Сийярто на совместном с министром иностранных дел Азербайджана брифинге в Баку. Он добавил, что в 2023—2024 годах Венгрия сможет получить из Азербайджана значительный объем газа.

Однако это возможно только по газопроводам в Сербии и Венгрии, которые строятся под газ из «Турецкого потока». Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач замечает, что на границе Болгарии с Сербией, например, запланировали строительство 109-километрового дополнительного интерконнектора мощностью 1,8 млрд кубометров: «Однако он не позволит осуществлять транзит газа через Сербию до Венгрии». Эксперт полагает, что в Сербии придется строить для транзита азербайджанского газа дополнительные мощности и вкладывать средства в расширение инфраструктуры.

Тоже самое и с венгерским интерконнектором. «Газпром» изначально планировал поставлять по нему из «Турецкого потока» 9 млрд кубометров — в саму Венгрию и Австрию.

«Я думаю, заявления венгерской стороны о возможности закупок азербайджанского газа — это очередная попытка получить более выгодные условия», — говорит замдиректора ФНЭБ.

Впрочем, это не означает, что небольшие объемы азербайджанского газа не будут попадать в Венгрию. Ситуация с бронированием мощностей после задержки запуска продолжений «Турецкого потока» сейчас неизвестна. Так, например, «Булгартрансгаз» публикует забронированные объемы поставок в Сербию только до конца года, хотя в начале 2019 года заявлял, что на аукционе выкупили все 12 млрд кубометров мощности.

Также нельзя исключать, что при полной загрузке «Турецкого потока» и продолжений «Газпром» и закупщики азербайджанского газа в Европе не воспользуются свопом, когда российская компания, например, выполнит обязательства партнеров в Венгрии, а те — обязательства «Газпрома», например, в Греции.

Источник: EADaily, 10.03.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики