Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Венгрия задержит пуск «Турецкого потока» на полную: санкции США и цена газа

Венгрия задержит пуск «Турецкого потока» на полную: санкции США и цена газа

Будапешт откладывает расширение строящегося газового интерконнектора с Сербией на год из-за санкций США. По газопроводу будет поступать газ из европейской ветки «Турецкого потока» в Венгрию и Австрию. Власти страны при этом заявляют, что по этому маршруту через два года может начаться и импорт газа из Азербайджана. Эксперты считают, что Будапешт использует ситуацию, чтобы выторговать себе более привлекательные условия на поставку российского газа.

Оператор газотранспортной системы Венгрии FGSZ опубликовал решение госрегулятора MEKH о том, чтобы перенести на год расширение интерконнектора на границе Венгрии и Сербии с 6 млрд кубометров до 8,5 млрд кубометров — с 1 октября 2022 года на 1 октября 2023 года. В документе о внесении изменений в десятилетний план развития венгерской ГТС говорится, что одной из причин стало введение санкций США к «Турецкому потоку» в июле 2020 года. Тогда Госдепартамент заявил, что с 15 июля раздел 232 закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) может распространяться и на «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Он запрещает инвестиции, продажу материалов и оборудования и предоставление услуг для российских экспортных энергопроектов.

Венгерский регулятор отметил, что отложил проект расширения по просьбе оператора, который из-за неопределенности с санкциями вынужден был остановить «открытый сезон» по сбору заявок на распределение мощностей будущего расширения интерконнектора и в результате не успевает уложиться в сроки строительства. Об этом говорится в решении MEKH. В нем же регулятор замечает, что строительство самого интерконнектора продолжается и с мощностью 6 млрд кубометров год его планируют запустить к 1 октябрю этого года.

Специфика «Турецкого потока» заключается в том, что он заканчивается в Турции, а для поставок газа из него в Болгарии, Сербии и Венгрии строят отдельные газопроводы, которые будут принадлежать операторам этих стран. Формально они не имеют никакого отношения к проекту черноморского газопровода и являются совершенно отдельными проектами. Однако в Будапеште решили подстраховаться.

Очевидно, одной из причин может быть неофициальное давление американских властей, чтобы Венгрия наращивала закупку газа из альтернативных источников. Одним из подтверждений тому может быть ситуация с поставками в страну СПГ — через новый терминал в соседней Хорватии.

Венгерское издание 444 писало, что американские дипломаты настаивали на мощности в 5−10 млрд кубометров в год. Однако такие объемы странам просто не нужны, и они согласились на 2,6 млрд кубометров. При этом окончательную точку в решении судьбы терминала на острове Крк поставил Будапешт, без которого его и быть не могло. Венгерское издание замечало, что желающих закупать газ через Хорватию было мало и венгерское правительство попросило госгруппу MVM заключить контракт на 1 млрд кубометров в год. Она согласилась, но три четверти закупаемого СПГ все равно будет оставаться в Хорватии в обмен на российский газ, так как Энергетическое агентство Хорватии установило очень высокую плату за исходящую мощность в Венгрию.

С другой стороны, сейчас с «Газпромом» у венгерских компаний действуют краткосрочные контракты и Будапешт уже заявлял, что хочет выторговать себе более привлекательные условия для закупки 6,2 млрд кубометров в год.

«Наша цель — подписать три пятилетних соглашения, которые позволят отказаться от сделки каждые пять лет», — говорил в июне прошлого года министр иностранных дел Венгрии Петр Сийярто. Он уточнял, что такая форма позволит гарантировать долгосрочные поставки, а также возможность изменить контракты или отказаться от них, если на энергорынке появится предложение лучше.

Возможно, с переговорами о будущих контрактах связаны и заявления Венгрии о возможности закупать значительные объемы азербайджанского газа из «Южного газового коридора».

«В конце этого года Венгрия присоединится к „Южному газовому коридору“. Венгерские газопроводы будут соединены с сербскими газопроводами. Важно, чтобы Венгрия получала газ из „Южного газового коридора“. Азербайджан может увеличить производство газа», — сказал сегодня, 10 марта, глава МИД Венгрии Петр Сийярто на совместном с министром иностранных дел Азербайджана брифинге в Баку. Он добавил, что в 2023—2024 годах Венгрия сможет получить из Азербайджана значительный объем газа.

Однако это возможно только по газопроводам в Сербии и Венгрии, которые строятся под газ из «Турецкого потока». Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач замечает, что на границе Болгарии с Сербией, например, запланировали строительство 109-километрового дополнительного интерконнектора мощностью 1,8 млрд кубометров: «Однако он не позволит осуществлять транзит газа через Сербию до Венгрии». Эксперт полагает, что в Сербии придется строить для транзита азербайджанского газа дополнительные мощности и вкладывать средства в расширение инфраструктуры.

Тоже самое и с венгерским интерконнектором. «Газпром» изначально планировал поставлять по нему из «Турецкого потока» 9 млрд кубометров — в саму Венгрию и Австрию.

«Я думаю, заявления венгерской стороны о возможности закупок азербайджанского газа — это очередная попытка получить более выгодные условия», — говорит замдиректора ФНЭБ.

Впрочем, это не означает, что небольшие объемы азербайджанского газа не будут попадать в Венгрию. Ситуация с бронированием мощностей после задержки запуска продолжений «Турецкого потока» сейчас неизвестна. Так, например, «Булгартрансгаз» публикует забронированные объемы поставок в Сербию только до конца года, хотя в начале 2019 года заявлял, что на аукционе выкупили все 12 млрд кубометров мощности.

Также нельзя исключать, что при полной загрузке «Турецкого потока» и продолжений «Газпром» и закупщики азербайджанского газа в Европе не воспользуются свопом, когда российская компания, например, выполнит обязательства партнеров в Венгрии, а те — обязательства «Газпрома», например, в Греции.

Источник: EADaily, 10.03.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики